Обновлено: 05.05.2024, 14:54 (АСТ)

01.02.2016

Розничный банкинг в Казахстане. Автокредитование.
Октябрь, 2015


Автокредитование.

«Темная лошадка» кредитного рынка.

Автокредитование всегда было и остается одним из самых любимых продуктов казахстанцев. Ведь ежедневно в Казахстане выдается около 100 кредитов на покупку автомобиля.

По данным Аналитического центра Первого кредитного бюро #1CB Analytics совокупный объем задолженности по автокредитам на 01 октября 2015 года составляет более 403,1 млрд. тенге, что на 11,6% больше объема на начало 2015 года. За указанный период количество кредитных контрактов также показало положительную динамику, увеличившись за 10 месяцев на 31,5 тысяч. Так, сегодня в базе данных кредитных историй Первого кредитного бюро насчитывается 227 тыс. кредитных контрактов по данному продукту.

С мая по октябрь 2015 года сумма выданных займов в рамках льготного финансирования автокредитования в пользу отечественного автопрома от АО «Банк Развития Казахстана» составила более 4 млрд.т.*

Незначительно уменьшилась в абсолютном выражении средняя сумма контракта с 1,84 до 1,77 млн. тенге. С учетом повышающего спроса на авто в постдевальвационный период, который был отмечен рядом автосалонов, снижение суммы займов может обозначить новый тренд на авторынке – склонность к покупке более бюджетных машин.  Эти и другие тренды были дополнительно изучены в рамках блог-тура Первого кредитного бюро и ОФ «Международный центр экономической грамотности» по автосалонам Алматы и изложены во второй части текущего обзора.

В динамике растет и доля просроченных кредитов. Так, за период 10 месяцев сумма NPL (без списанных за баланс) увеличилась на 13,9 млрд. тенге и достигла 40,7 млрд.тг., составив 10,3% от всего портфеля задолженности.

Первое кредитное бюро было организовано 11 лет назад с целью формирования более прозрачных отношений между заемщиками и финансовыми организациями. На сегодняшний день поставщиками информации в бюро является более 90 кредитных организаций. В базе данных ПКБ около 7 млн. заемщиков и более 25 млн. кредитных контрактов.

Первое кредитное бюро является основным поставщиком скоринговых решений, а также мониторинговых и верификационных продуктов для профессиональных участников финансового рынка.

* Данная статистика в базу данных кредитных историй ПКБ выгружается с мая 2015 года. 

 

Блог-тур по автосалонам.

20 октября 2015 г. ОФ "Международный центр экономической грамотности" совместно с Первым кредитным бюро провели блог-тур по автосалонам г. Алматы. В блог туре приняли участие некоторые игроки авторынка, такие как Toyota City, Автомир, Allur Auto, Вираж, Астер Авто.

«…Судя по комментариям представителей автосалонов, доля автомобилей, приобретаемых в кредит и в рассрочку, колеблется в пределах 45-60%, при этом на волне девальвации продажи в кредит несколько увеличились как в сегменте бюджетных машин, так и в сегменте дорогих авто. Так, по словам Александра Дудкина, начальника отдела продаж автоцентра Peugeot, входящего в состав группы AllurAuto, среди автомобилей доступного ценового диапазона казахстанцы достаточно часто приобретают в кредит Peugeot 301. “Этот автомобиль популярен в своем классе, он пользуется спросом как среди тех, кто приобретает авто для семьи, так и среди корпоративных клиентов...» (А.Шатерникова, www.panorama.kz)

"Вопросы о том, как сориентироваться в многообразии предложений, на что обратить внимание при выборе автокредита - это важные вопросы, которые должен задавать себе каждый заемщик, так как основная суть финансовой грамотности - это способность каждого человека отвечать за свои финансовые решения в угоду личному бюджету. Согласно нашим исследованиям, почти 40% респондентов  не сравнивает условия финансовых организации перед заключением договора, а 50% опрошенных казахстанцев допускает возможность  просрочки по кредиту и не знает, что такое кредитная история",- отметила руководитель ОФ МЦЭГ Гульмира Арбабаева.

#1CB Analytics. Facts&Trends. В Казахстане автомобили в кредит преимущественно оформляют мужчины – 70%, и лишь 30% - женщины. 

«…По словам главного операционного директора Toyota Financial Services Женисбека Досымханова, в ноябре 2013 года компания была зарегистрирована Национальным банком РК как микрофинансовая организация, зарегистрированный уставной капитал компании на сегодняшний день составляет Т2,8 млрд. “Столь значительная цифра показывает серьезность намерений Toyota в отношении вливания инвестиций в рынок Казахстана. Мы предлагаем услуги финансирования, розничного кредитования физических лиц, в будущем планируем финансировать юридические лица.

“…Глобальные финансовые катаклизмы на желание казахстанцев приобрести машину никак не влияют. Особенно крупногабаритную машину, - говорит заместитель генерального директора по маркетингу и реклама автосалона «Вираж» Татьяна Луценко. – На крупах человек будет сидеть, но авто купит себе самое большое и дорогое и непременно в кредит. Такой менталитет. В Европе это людям не свойственно. Машина нужна им больше как средство передвижения. В Казахстане же это показатель статуса владельца…» (В.Ляховская,  www.erkindik.kz)

Миссия Toyota Financial Services во всем мире, в том числе в Казахстане, заключается в том, чтобы предоставлять финансовые продукты и услуги отличного качества”, - констатировал г-н ДОСЫМХАНОВ.

По его словам, Toyota Financial Services предлагает как стандартное финансирование, так и собственный финансовый продукт Toyota Access / Lexus connect, позволяющий клиенту платить за автомобиль более низкие ежемесячные взносы за счет более крупного окончательного платежа...» (А.Шатерникова, www.panorama.kz

#1CB Analytics. Facts&Trends. С мая по октябрь 2015 года по программе льготного автокредитования было выдано автокредитов на сумму более 4 млрд. тенге. Всего по льготной ставке было оформлено более 1,2 тысячи кредитных контрактов.

Согласно исследованию финансовой грамотности, проведенного ОФ МЦЭГ совместно с партнерскими организациями, наибольший интерес в автокредитовании выразили респонденты Алматинской, Атырауской и Мангистауской областей. 

#1CB Analytics. Facts&Trends. В 2016 году еще ряд автосалонов планирует открыть свои финансово-кредитные службы, тем самым составляя серьезную конкуренцию текущим игрокам рынка автокредитов.

“В начале года примерно 70-80% сделок в нашем салоне осуществлялось за наличные деньги, тогда же наблюдалась положительная динамика продаж. После известных событий мы были вынуждены на 15-20% скорректировать цены на автомобили 2015 года, и на фоне колебаний курса продажи несколько уменьшились. Изменилась и динамика сделок, осуществляемых за наличные и в кредит, теперь соотношение составляет примерно 60 и 40 процентов, соответственно. Причиной этого опять же являются колебания валютного курса и повышение цен на автомобили”, - прокомментировал ситуацию менеджер по продаже автомобилей автосалона Infiniti Ануар КАЛИЕВ. По его словам, официальный дилер Infiniti ТОО “Автомир ресурс Каз” предпринимает шаги, чтобы привлечь клиентов и познакомить их с брендом, который к тому же на официальном рынке присутствует относительно недавно (если сравнить со “старожилами”). В частности, в центре Infiniti действует программа трейд-ин, при этом без ограничений по марке и году выпуска обмениваемых машин, а старые автомобили можно оформить как первоначальный взнос на покупку нового авто. (А.Шатерникова, www.panorama.kz )

“Сразу после девальвации люди поняли, что именно сейчас они могут совершить выгодную покупку. Клиенты, которые копили деньги на автомобиль в средней комплектации, получили возможность приобрести машину более высокой комплектации, а это хорошая мотивация для покупки. Кроме того, дилеры запускают выгодные и удобные для клиентов акции, предлагают подарки, например, комплект зимней резины при покупке автомобиля, и такие шаги всегда привлекают внимание. В нашем автосалоне мы не зафиксировали снижения продаж, напротив, произошел рост”, - отметил менеджер по продажам автоцентра Renault группы “Астер-Авто” Дархан МОЛДАЛИМОВ. (А.Шатерникова, www.panorama.kz )

 

#1CB Analytics – аналитический центр Первого кредитного бюро, осуществляющий обработку статистических данных по рынку банковского кредитования в сегменте розничного банка. Вся аналитика основывается на реальных данных, предоставляемых финансовыми организациями Казахстана, имеющим соответствующие лицензии.


#1CB Analytics предоставляет обзоры и срезы по рынку в разрезе многих показателей, важных при определении маркетинговых стратегий и новых бизнес-моделей.


 


Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close