28.06.2016
Индекс финансовой грамотности (рассчитываемый ПКБ) в 2016 году близок к отметке 2,5%, что значительно выше показателя предыдущего года. Казахстанцы активно интересуются своими кредитными историями, что подтверждает определенный уровень спроса на кредитные продукты с одной стороны и повышение уровня кредитной грамотности с другой стороны. В мае ПКБ выдало через различные каналы почти 16 тысяч ПКО.
Индекс финансовой грамотности (Financial Literacy Index) – отражает отношение полученных персональных кредитных отчетов (ПКО) физическими лицами к общему количеству экономически активного населения Казахстана. Итоговый Индекс формируется по итогам года. В текущем периоде показатель индекса рассчитывается прогнозно с учетом фактически полученных за истекший период ПКО и трендового анализа прироста ПКО до конца года.
82% ПКО выдается через электронные каналы: www.1cb.kz; www.egov.kz, мобильное приложение 1cb.kz, а также через некоторые Интернет-банкинги БВУ.
В офф-лайне ПКО можно получить в офисе ПКБ, офисах ЦОН (после реорганизации -«Правительство для граждан»), а также в Алматинской области в АО «Казпочта». Это четверть от всех получаемых гражданами.
#1CB Analytics. FCB INDEX.
В мае 2016 года Индекс кредитного здоровья вырос на 1 пункт до уровня 64. Таким образом, по итогам мая 2016 года доля «хороших» заемщиков составляет 64%. В дефолте находится 19%, а 17% продолжают находиться в сильной зависимости от рыночной конъюнктуры.
Индекс Кредитного Здоровья (Credit Health Index) – процент заемщиков с действующими кредитными обязательствами с вероятностью дефолта 10% и ниже. Рассчитывается на базе поведенческого скоринга ПКБ (FCB Be Score).
#1CB Analytics. FCB INDEX.
Индекс кредитной активности снизился на 2 пункта с 21 в апреле 2016 до 19 в мае 2016. Это произошло исходя из того, что:
а) кол-во запрошенных финансовыми организациями Кредитных отчетов выросло в мае 2016 года;
б) Количество открытых кредитных договоров в мае напротив несколько снизилось.
Вывод: в мае кредитная активность сократилась до уровня начала года на фоне сдерживания объемов кредитования.
Индекс Кредитной активности – отношение количество открытых кредитных договоров к запрошенным кредитным отчетам в периоде.
По итогам мая 2016 года совокупная ссудная задолженность по кредитам физических лиц составила 4,46 трлн. тенге, уменьшившись за месяц на 0,8%.
Средняя задолженность на одного заемщика по итогам мая 2016 составила 876 тыс. тенге, уменьшившись за период на 0,8%. Средний размер кредита за май также снизился (-0,7%) и составил 625 тыс. тенге. Отношение количества кредитов к числу заемщиков за период не изменилось и осталось на уровне 1,40, т.е. кредитная нагрузка на одного заемщика не ослабевает второй месяц подряд.
Качество кредитов:
Доля NPL (за минусом списанных за баланс кредитов) в совокупной сумме ссудной задолженности по итогам мая 2016года составила 19,6%, снизившись на 0,2% по сравнению с показателями в апреле 2016г.
Наихудшее качество займов по-прежнему остается в г.Алматы (29,9%) и Алматинской области (27,5%).
По итогам мая 2016 года совокупная ссудная задолженность по кредитам бизнесу (ИП и юридическим лицам*) составила 14,9 трлн. тенге, почти не изменившись относительно итогов предыдущего месяца (прирост всего 0,1%).
Доля NPL (за минусом списанных за баланс кредитов) в совокупной сумме ссудной задолженности бизнес-кредитов по итогам мая 2016года составила 15,3%, не изменившись за месяц.
Данный обзор носит исключительно информационный характер и не является рекомендацией к совершению каких-либо финансовых операций. При использовании информации, ссылка на аналитический центр Первого Кредитного бюро#1CB Analytics обязательна.
#1CB Analytics – аналитический центр Первого кредитного бюро, осуществляющий обработку статистических данных по рынку банковского кредитования в сегменте розничного банка. Вся аналитика основывается на реальных данных, предоставляемых финансовыми организациями Казахстана, имеющим соответствующие лицензии.
#1CB Analytics предоставляет обзоры и срезы по рынку в разрезе многих показателей, важных при определении маркетинговых стратегий и новых бизнес-моделей.