Обновлено: 19.03.2024, 13:14 (АСТ)

Заместитель председателя правления ЕАБР Амангельды ИСЕНОВ:
ЕАБР ГОТОВ НАПРАВИТЬ НА ПРОЕКТЫ ВИЭ ДО $600 МЛН


Евразийский банка развития (ЕАБР) разработал программу финансирования проектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ), на которую намерен направить порядка $600 млн. Подробнее о планируемых и реализуемых проектах ВИЭ и особенностях финансирования "зеленой" энергетики в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал заместитель председателя правления ЕАБР Амангельды ИСЕНОВ.

 

- Участники рынка считают, что недоступность долгосрочного финансирования в национальной валюте сдерживает развитие возобновляемых источников энергии в Казахстане. Хотелось бы услышать ваше мнение по данному вопросу.

- Я бы так вопрос не ставил. Недоступность фондирования сдерживает рост любой отрасли экономики. Так что, конечно, будет замедлять. Однако нельзя бездумно вкачивать большие суммы. Я считаю, что в настоящее время все делается правильно. Рынок динамичен, будут меняться ситуация и подходы, соответственно, будут изменяться какие-то виды государственной поддержки.

В целом, на сегодняшний день институты развития предоставляют долгосрочное финансирование на проекты с хорошей степенью проработки и готовности к реализации инициаторов, а также при наличии гарантированного сбыта.

 

- По-вашему, реально ли в Казахстане к 2050 году долю возобновляемых источников энергии в общей энергетической массе довести до 50%?

- Есть определённые виды прогнозов и подходы к их формированию. Достигнет ли доля 50%? Знаете, это смотря как считать. А с другой стороны, стоит ли ставить такие задачи? Это проблема целеполагания, цели должны быть амбициозными, но реалистичными. Надо понимать, реализуемо это или нет. Мы же не о мечтах говорим, а о целях. С позиции банка, естественно, я могу сказать, что Евразийский банк развития сделает все, что, собственно говоря, может сделать. Например, мы утвердили программу финансирования поддержки ВИЭ. Сейчас эта программа находится на утверждении и согласовании у наших акционеров, там предусматривается общий объем финансирования порядка $600 млн. Плюс то, что другие институты развития и коммерческие банки будут участвовать в финансировании такого рода проектах.

Необходимо также учитывать, что государство запустило рынок мощностей, поэтому, я думаю, что какой-то процент из поставленной задачи в 50% будет достигнут вероятнее всего.

 

- Какова доля проектов ВИЭ в общем портфеле Евразийского банка? Есть ли планы по увеличению количества таких проектов?

- Энергетика является одной из приоритетных отраслей банка и банк активно участвует в реализации проектов ВИЭ. На данный момент у нас 9 действующих проектов общим объёмом более $500 млн, в том числе и солнце, и ветер. В Казахстане мы профинансировали проект строительства первой ветровой электрической станции в Акмолинской области. Проект находится на стадии эксплуатации. У нас есть проекты государственно-частного партнерства - это компания "Батыс Транзит", тоже в сфере электроэнергетики - диспетчеризация света, управление городским освещением. В Российской Федерации у нас проекты с солнечными станциями очень хорошо развиваются. Общий объём энергетического портфеля у нас составляет порядка $500 млн, поэтому я считаю, что это существенно.

 

- Есть ли еще какие-то "зеленые" проекты в планах у банка?

- Да, Евразийский банк развития нацелен на проекты, сконцентрированные на переработке бытовых отходов, что также является составной частью "зеленой" экономики. Сбор и переработка мусора в принципе являются традиционным бизнесом. Но вот его дальнейшая переработка с целью получения биотоплива - это тема более новая. И я думаю здесь есть большое поле для работы с хорошими перспективами. В планах такие проекты у нас есть и нам было бы очень интересно в них поучаствовать.

Кроме того, в рамках сотрудничества с МФЦА на стадии обсуждения находится ряд "зеленых" проектов.

 

- В феврале этого года ЕАБР и "Хевел Казахстан" подписали договор об открытии кредитной линии на 56,2 млн евро для финансирования проектов солнечных электростанций. Их будет три, как нам известно. На какой стадии в настоящее время работа?

- С компанией "Хевел" у нас плодотворное сотрудничество. В настоящее время ведутся проектные работы, осуществляется выполнение отлагательных условий, чтобы открыть непосредственно само финансирование. Сумма осталась прежней, никаких изменений в кредитный договор мы не вносили.

 

- Когда начнется активная фаза инвестирования по данным проектам и непосредственно строительство объектов?

- Инвестирование и строительство начнутся в следующем году. Если, конечно, успеют, то, возможно, в IV квартале этого года, но я предпочитаю смотреть в будущее реально и, скорее всего, это будет после нового года.

 

- В июле ЕАБР, Таджикские железные дороги и KazakhExport договорились о закупке Таджикистаном маневренных и магистральных локомотивов АО "Локомотив курастыру зауыты", грузовых вагонов и полувагонов, производимых ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания", а также железнодорожных рельсов, выпускаемых ТОО "Актюбинский рельсобалочный завод". На каком этапе реализации данный проект и осталась ли прежней сумма кредита?

- Сейчас идет подготовка перечня со стороны Таджикских железных дорог. Речь идет пока о $35 млн - это индикативный лимит. Финансирование проекта планируется осуществлять под гарантию KazakhExport. Производство локомотивов на территории Казахстана, закупка этой продукции со стороны республики Таджикистан и еще один участник Евразийского пространства, поэтому интеграция налицо. В таком формате сотрудничество я вижу хорошую перспективу.

 

- Известен ли примерный объем планируемой закупки?

- Таджикские железные дороги формируют перечень своих потребностей, где будет уточнено когда и сколько продукции им нужно. Речь идет о сублимитах, расшифровка которых зависит от клиента, а не от нас. Есть непосредственная заявка. В любом случае речь идет о серьезной сделке с межстрановыми отношениями.

У нас подписан в присутствии премьер-министров двух стран трехсторонний меморандум - Таджикские железные дороги, KazakhExport и Евразийский банк развития. Я хочу это акцентировать, потому что мы не тот институт, который подписывает меморандум ради меморандумов. Если мы что-то подписываем, мы понимаем, что это надо делать и мы готовы с этим работать. И мы ориентированы на результат.

 

- Год назад сообщалось, что ЕАБР планирует подписать соглашение о финансировании проекта на месторождении Джамгыр в Киргизии совместно с казахстанской компанией. Каков статус-кво по данному проекту?

- Соглашение по нему мы не подписали. На это были объективные причины. Но мы смотрим сейчас другие проекты по Киргизии в области энергетики, майнинга и так далее. У нас есть намерения по Киргизским железным дорогам, причем там идет речь о применении схемы аналогичной сотрудничеству с Таджикскими железными дорогами. Это было бы очень интересно, потому как все-таки KazakhExport для нас гарант понятный и на лицо интеграция. В данный момент я думаю, что такой формат был бы очень комфортный для нас. Это может сработать. Имеется заявка, просто формат предполагался другой.

 

- Спасибо за интервью!


Октябрь, 2019
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close