Обновлено: 28.05.2018, 09:07 (АСТ)

Исполнительный директор КМК "Астана Моторс" Антон АФОНИН:
РЕАЛЬНЫЙ РОСТ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ ПРОИЗОЙДЕТ ЛИШЬ В 2018-2019 ГОДАХ


Автомобильный рынок Казахстана ждет корректировку цен. В 2016 году сохраняется тенденция сдвига интересов в сторону поиска автомобиля с максимальной скидкой как в сегменте эконом-класса, так и в премиальном. О том, что ждет рынок в 2016 году, когда стоит рассчитывать на рост в автомобильном сегменте, и кто окажется в итоге в более выгодном положении, рассказал исполнительный директор КМК "Астана Моторс" Антон АФОНИН.

 

- Сколько автомобилей в 2015 году было реализовано КМК "Астана Моторс"? Сколько планируется реализовать в 2016 году?

- В 2015 году компания "Астана Моторс" реализовала 15509 автомобилей. При самом оптимистичном сценарии в 2016 году мы планируем реализовать порядка 11 тыс. авто, хотя понимаем, что это предварительный прогноз и объем продаж будет зависеть от многих макроэкономических факторов, в том числе и от цены на нефть.

 

- Какой эффект оказала программа льготного кредитования по автопрому? На ваш взгляд, необходима ли еще помощь от государства для преодоления сложившейся ситуации? Если да, то какая?

- Программа льготного кредитования стала очень своевременным шагом, и государство оказало существенную поддержку для зарождающегося отечественного автопрома. Как вы помните, первые пять месяцев 2015 года сопровождались спадом рыночной активности продаж официальными дилерами. Уже тогда рынок автокредитования сильно сжался, и ставки по коммерческим кредитам выросли, хотя цены на автомобили пошли вниз. Госпрограмма пришлась очень кстати – она смогла поддержать спрос на автомобили и замедлила падение рынка автокредитов. Результат был очень хорошим: казахстанцы смогли купить более 4 тыс. новых авто по приемлемым ценам. Еще один плюс, по моему мнению, что согласно условиям программы деньги получали конечные потребители, а не автопроизводители. Соответственно, производители, получив эти средства от клиентов, рассчитывались с поставщиками, размещали новые заказы на производство, то есть стимулировали и смежные отрасли: логистику, производство комплектующих, сервис, страхование. Кроме того, что программа долгосрочная и все выданные кредиты были номинированы в тенге, думаю, что данная мера поддержки не должна оставаться единственной.

 

- Принцип расширенных обязательств производителей (РОП) за сбор и утилизацию отходов с 1 января 2016 года внедряется в Казахстане. Импортеры и производители автотранспорта в Казахстане с этого года будут платить утилизационный сбор. Как это скажется на автомобильном рынке и на автопроизводителях Казахстана?

- Сложно прогнозировать, как внедрение расширенных обязательств производителей отразится на розничной цене на автомобили, так как основные производители пока еще не объявили свои прайс-листы с учетом внедрения РОП, но я ожидаю, что именно по автомобилям производимым и импортируемым из РФ произойдут наибольшие изменения. Возможно, впереди будут проходить какие-либо дополнительные совещания на уровне комиссии ЕАЭС и вырабатываться дополнительные решения, но на сегодняшний день, мы видим именно такую ситуацию на рынке. Я думаю, что долгосрочная тенденция такова, что локальная сборка будет иметь наиболее выгодное предложение для конечного потребителя с учетом внедрения РОП и, как следствие, автомобили произведенные в Казахстане, будут пользоваться наибольшим спросом.

 

- По вашим прогнозам, изменятся ли цены на автомобили по сравнению с 2015 годом и как?

- Я думаю, что можно ожидать снижения цены в долларовом эквиваленте. Например, автомобили Accent из линейки Hyundai уже снизились в цене.

Еще в конце 2014 года компания "Астана Моторс" начала переговоры со всеми производителями, чьи бренды представлены в портфеле компании, о паритете цен на рынке в рамках ЕАЭС.

В результате непростых переговоров нам удалось убедить практически всех наших партнеров о необходимости выравнивания цен в рамках ЕАЭС.  Мировые автопроизводители очень серьезно пошли навстречу автодилерам Казахстана, скорректировав цены для нашего рынка. Это не просто скидки, а попытка выстроить единую ценовую политику в ЕАЭС.

Например, мы рады объявить о революции цен на автомобили BMW и MINI, цена на некоторые модели снизилась до 30%. Компания подготовила действительно стоящее предложение всем поклонникам этих брендов.

 

- Сколько автомобилей и коммерческой техники было произведено КМК "Астана Моторс" в 2015 году? Сколько планируется произвести в 2016?

- В ушедшем году, компания реализовала 253 единицы коммерческой техники. В 2016 году автосборочное предприятие компании планирует произвести порядка 692 единиц техники. Стоит отметить, что речь идет не только о коммерческой технике корейского бренда Hyundai, но и тяжелых грузовиках лидера китайского автопрома – FAW, сборка которых началась в ноябре 2015 года. В разбивке это выглядит следующим образом: FAW - 180 ед.  Hyundai – 512 ед. , также 192 грузовика Hyundai для экспорта в РФ в рамках контракта с ООО "Hyundai Truck Siberia" в феврале 2016 года. По сравнению с 2015 годом рост составит 60%.

 

- Планирует ли "Астана Моторс" в этом году экспортировать коммерческую технику Hyundai? Если да, то в каком количестве и куда?

- В декабре прошлого года компания "Астана Моторс" отправила первую партию грузовых автомобилей казахстанского производства Hyundai НD78 в количестве 44 единиц.

В первом квартале 2016 года в рамках действующего соглашения с официальным дистрибьютором коммерческой техники Hyundai в России (Восточной части Урала и Сибири) ООО "Hyundai Truck Siberia» компания планирует экспортировать в Россию 192 ед. грузовых автомобилей Hyundai и в дальнейшем наращивать этот объем.

Это соглашение положительно влияет на развитие и укрепление торгово-экономического партнерства между Россией и Казахстаном в рамках ЕАЭС, а также позволяет компании "Астана Моторс" увеличить экспортный потенциал и производственную мощность своего автосборочного предприятия, которое уже успешно экспортирует грузовые автомобили Hyundai.

 

- Ваши прогнозы развития автомобильного рынка в 2016 году? Каковы основные тенденции на рынке?

- Вероятнее всего, сохранится основная тенденция - это сдвиг интересов в сторону поиска автомобиля с максимальной скидкой, это касается всех сегментов автомобилей от эконом-класса до премиальных. Это основной тренд на весь 2016 год. Доказательство тому - продажи последних месяцев прошлого года, когда в лидеры вырвались бренды, сумевшие скорректировать свои цены вниз. Из нашего портфеля брендов, это "Ниссан" и, конечно, "Тойота". Компания "Астана Моторс" начинает работать в сегменте рынка со стоимостью автомобилей ниже $10 тыс., так как мы предполагаем, что именно этот сегмент в дальнейшем покажет наибольший рост. В декабре прошлого года компания запустила продажи легендарного японского бренда Datsun - современного и практичного автомобиля по очень доступной цене.

На сегодняшний день всем заинтересованным клиентам мы предлагаем специальные программы автокредитования. Это, конечно же, программа льготного автокредитования под 4% годовых на автомобили Hyundai казахстанской сборки и собственная программа компании - "Астана Моторс Финанс", благодаря которым автомобили становятся более доступными для потребителей.

Вторая тенденция касается отечественного автопрома и, в частности, производства коммерческой техники.  Сегодня Казахстан сфокусировался на развитии собственного производства автомобилей. Компания "Астана Моторс" успешно реализовала этот проект с брендом Hyundai. С прошлого года мы представляем еще один бренд FAW в сегменте тяжелой коммерческой техники. Этот сегмент очень востребован в нашей стране. Однако компания "Астана Моторс" останавливаться на достигнутом не планирует – есть еще сегмент автобусов. Мы уже добились успехов в производстве автобусов малого класса, и сейчас видим перспективы развития автобусов междугороднего типа, так как у страны есть потребность в обновлении всего автобусного парка, а это – 50 тыс. единиц в год.

 

- Сколько времени, по вашему мнению, понадобится на восстановление рынка?

- Даже при самом благоприятном развитии событий восстановление рынка будет достаточно длительным, ведь ему предшествовало серьезное падение и предпосылок на быстрое восстановление, к сожалению, нет. На сегодняшний день звучит множество разных прогнозов, мы все зависим в данном случае от цены на нефть, она является основным фактором, влияющим на курс тенге к доллару, поэтому сложно делать долгосрочные прогнозы. По моим предположениям, примерно со второй половины или с четвертого квартала 2016 года рынок стабилизируется и начнется плавный, довольно условный рост: произойдёт стабилизация валютного курса, люди привыкнут жить в новых реалиях. Премиальный сегмент вряд ли пострадает, здесь все останется на прежнем уровне. Пострадает сильнее всего средний класс. Однако несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, у людей в любом случае есть потребность в новых автомобилях, рынок закрыт от импорта автомобилей б/у, поэтому развиваться он будет за счет спроса на новые автомобили.

По нашим ожиданиям, в 2017 году произойдут минимальные изменения в сторону улучшения ситуации на рынке, а вот реальный рост произойдет, по моим ощущениям, лишь в 2018-19 годах. Но опять же, все будет зависеть от того, как будет вести себя цена на нефть и множество других макроэкономических факторов.

 

- Спасибо за интервью!

 


Январь, 2016
© 2018 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Error message here!

Show Error message here!

Close