Обновлено: 26.04.2024, 17:34 (АСТ)

Генеральный директор (Председатель Правления) Airport Management Group (AMG) Клод БАДАН:
"ЕСЛИ АВИАКОМПАНИИ РЕШАЮТ ЛЕТЕТЬ В КАКОЙ-ТО ГОРОД, ЭТО ЗАВИСИТ ОТ РЫНКА, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, И ВО ВТОРУЮ – ОТ УРОВНЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"


В Казахстане большинство государственных аэропортов убыточны, а некоторые фактически банкроты. Аэропорты не в состоянии сегодня покрывать собственные эксплуатационные расходы, не говоря уже об инвестициях в развитие и привлечении авиаперевозчиков. В целях приведения с международными стандартами вопросов безопасности полетов, качества авиационного сервиса, достижения финансовой стабильности была создана управляющая компания Airport Management Group (AMG, в структуре нацкомпании "Казахстан темир жолы") для управления 11 государственными аэропортами. О перспективных планах компании в интервью агентству «Интерфакс-Казахстан» рассказал генеральный директор (Председатель Правления) AMG Клод БАДАН.

 

– Сегодня под управлением AMG находятся 6 государственных аэропортов. Расскажите об основных задачах компании на данный момент?

– Первая важная цель – привести в соответствии со стандартами ИКАО ситуацию по безопасности полетов и авиационной безопасности во всех государственных аэропортах. Вторая цель - повышение финансовых показателей и улучшение финансовой стабильности в государственных аэропортах.

Для этого КТЖ подписал семилетний контракт с Цюрихским аэропортом, являющимся на протяжении последних 10 лет мировым лидером по уровню авиационной безопасности и безопасности полетов. У этого контракта две цели. Первая - это полная поддержка Цюрихского аэропорта в производственных, административных, коммерческих вопросах и кадровой политики.

Вторая – передать сотрудникам аэропортов международный  опыт и ноу-хау  технологии.

Наша компания взяла ответственность по управлению пока 6 из 11 госаэропортов - Астана, Кызылорда, Кокшетау, Петропавловск, Шымкент, Костанай. Через некоторые время (пару месяцев) будет переданы Павлодар, Атырау, Актюбинск. На следующий год запланирована передача аэропортов Семея и Усть-Каменогорска.


- Каково финансовое положение государственных аэропортов, и какой путь вы считаете приемлемым для достижения финансовой стабильности?

- Из всех 6 аэропортов более менее позитивная ситуация в Астане и Шымкенте, Костанай по нулям, Кызылорда в минусе. Аэропорты Кокшетау и Петропавловска без поддержки  AMG  уже банкроты, и сегодня предыдущие и текущие задолжности по заработной плате оплачивает группа КТЖ.

Для информации: Сумма кредиторской задолженности аэропортов Кокшетау и Петропавловска составляет порядка 1 млрд 450 млн тенге.

Согласно международным стандартам, чтобы покрыть эксплуатационные расходы, аэропорт должен ежегодно обслуживать не менее 200 тыс. пассажиров в год. Если взять цифры за 2014г, то в Астане пассажирский поток составил 2,9 млн пассажиров, Шымкенте – 440 тыс., Кызылорде – 170 тыс., Костанае – 120 тыс., Петропавловске и Кокшетау 17 тыс. и 18 тыс. соответственно.

То есть, к примеру, многие региональные небольшие аэропорты никогда не смогут - это невозможно - покрыть даже эксплуатационные расходы.


- Какое решение вы видите?

- Решение – это субсидирование из государства. Но согласно действующему законодательству, государство субсидирует авиалинии авиакомпаний, но не аэропорты. В этой связи наш правовой департамент работает тесно с министерством по инвестициям и развитию по внесению законодательных поправок, в том числе налоговых. В этой ситуации мы видим всего два выхода – или находим механизмы субсидирования, или закрываем аэропорт.

Но для граждан вашей страны эти региональные аэропорты очень важны, поэтому мы приложим все усилия, чтобы они не закрылись.


- Какие мероприятия проводятся по улучшению сервиса в аэропорту Астаны, учитывая, что близится выставка ЭКСПО-2017? AMG сообщало о намерении привлечь двух мировых лидеров по производству бортового питания и улучшению наземного обслуживания. На какой стадии переговоры?

- Привлечение этих мировых лидеров не связано с ЭКСПО, но это поможет ЭКСПО-2017. Даже если бы не было выставки, мы бы в любом случае привлекали бы мировых лидеров, чтобы повысить качество, но не потому, что наши местные компании не так выполняют работу.

К примеру, Swissport обслуживает около 45 стран, имеет 55 тыс. сотрудников, предоставляя только наземное обслуживание и заправку. У них есть уже информационные и новейшие технологии по управлению наземным обслуживанием. Для аэропорта Астаны использовать эти инструменты слишком дорого.

Решение сотрудничать с Gate Gaurmet (мировой лидер по производству бортового питания для пассажирских авиаперевозок) также связано с этими факторами.

Мы сегодня подходим к финальным переговорам с обеими компаниями.


- Контракты до конца года будут подписаны?

- Думаю, да.


- Каковы основные условия сотрудничества?

- Пока еще не зафиксированы точные суммы и цифры. Наше главное условие, что Swissport и GateGaurmet забирают 100% весь местный персонал. Таким образом, они выполняют работу, оплачивают аэропорту аренду за использование оборудования и площадей, а также выплачивают роялти.


- Как продвигается проект по развитию аэропорта в Шымкенте?

- Мы планируем южнее от существующего терминала строительство нового терминала (поскольку земли рядом с действующим терминалом принадлежат Минобороне и в частной собственности). К тому же  рядом с новым терминалом проходит железнодорожная ветка, и КТЖ приняло решение построить примерно в двух километрах от взлетно-посадочной полосы  крупный транспортно-логистический центр, что есть у большинства аэропортов в Европе.

Вторая очень важная часть этого проекта – строительство крупного грузового терминала "Карго" и здесь же поблизости будет располагаться парковка для грузового автотранспорта, который будет транспортировать грузы в аэропорт и обратно.
Это большие перспективы для грузоперевозок, если учесть, что через Шымкент пройдет международный транзитный коридор "Западная Европа - Западный Китай".

Первую часть проекта планируется реализовать до 2017 года.

Таким образом, Шымкент будет первый интермодальный пункт, соединяющий дороги, рельсы и крылья. Сейчас мы работаем над разработкой дизайна проекта и прорабатываем вопросы финансирования.


- Будет ли такой опыт Шымкента применен в других городах?

- Да. Сейчас мы работаем вместе с КТЖ, чтобы отработать транспортировку грузов, как по воздуху, так и по рельсам. К примеру, из Китая до Казахстана (Астана) мы предлагаем доставлять груз по рельсам, а от Казахстана в Европу - по воздуху. Почему так? Сегодня транспортировка жд- и морским транспортом из Азии в Европу одного контейнера стоит 10 тыс. долларов (транспортировка занимает 14-15 дней), по воздуху - за 1-3 дня  за 50 тыс. долларов. Если мы сделаем доставку груза ( чувствительнаго к срокам транспортировки)  смешанную, то она займет 6-7 дней при стоимости 30 тыс. долларов.

Для реализации этого проекта необходимо строительство складов временного хранения. И если доставлять пассажиров и грузы одновременно потребуются крупнофизюляжные самолеты. Но сегодня наибольшее количество таких самолетов летают не из Астаны, а из Алматы.

Когда КТЖ будет в состоянии доставлять по 100-200 тыс. тонн груза ежегодно, мы тогда сможем начать использовать эти грузовые полеты.


- Какой объем инвестиций планируется затратить на все 11 аэропортов в перспективе?

- Всего до 2030 года планируется инвестировать 250 млрд тенге в 11 аэропортов. В ближайшие пять лет 167 млрд тенге будет инвестировано в развитие 6-ти аэропортов, которые сегодня под нашим управлением сегодня. Так, на Астану будет затрачено 61 млрд тенге, Петропавловск – 7,7 млрд тенге, Костанай – почти 13 млрд тенге, Кызылорду - 6,5 млрд тенге, на строительство в Шымкенте мультимодального транспортного центра - 23,5 млрд тенге до 2017 года.


- После модернизации аэропортов, каковы перспективы увеличения количества пассажирских и грузовых перевозок?

- Если авиакомпании решают лететь в какой-то город, это не только потому, что аэропорт модернизирован и новый. Это зависит от рынка, в первую очередь, и во вторую – от уровня авиационной безопасности, безопасности полетов.

Поэтому для меня самый приоритетный вопрос сейчас – безопасность полетов. Работа с Цюрихским аэропортом акцентирована именно на повышении уровня безопасности - это очень долгосрочная работа. Отмечу, что на оснащение самым необходимым оборудованием шести аэропортов потребуется 3,1 млрд тенге из госбюджета в 2015-2016 гг.

Можно многое сделать, имея деньги, но гораздо большее время займет, чтобы поменять менталитет сотрудников. Чтобы люди понимали всю ответственность и необходимость соблюдения требований ИКАО.

К примеру, весь персонал аэропорта, в том числе я, имеет пропуска. Когда я приехал в аэропорт в прошлом году, меня пропустили внутрь без проверки. Когда я спросил, а как же проверка? Мне ответили: "Вы же босс". И каждый раз, когда я езжу в другие аэропорты, они повторяют одну и туже ошибку. Вот это мы должны поменять.


- Изменится ли тарифная политика аэропортов?

- Аэропорты имеют две основные статьи дохода: авиационная деятельность и неавиационная деятельность (рестораны, магазины, такси, дьюти-фри).    Около года назад в Казахстане был принят закон, который позволяет зарабатывать от неавиационной деятельности без ограничений. И мы сегодня очень плотно работаем, чтобы повысить доходность аэропортов от непрофильной деятельности.

Для информации: Аэропорт Астаны от неавиационной деятельности зарабатывает 9% от чистого дохода, Цюрихский аэропорт - 50%, Стамбульский – около 70%.

Что мы сделали для этого: во-первых, поменяли систему заключения договоров с арендаторами – теперь каждый арендатор должен платить фиксированную арендную плату и процент от прибыли, как в западных странах.

Во-вторых, в целях повышения качества обслуживания пассажиров выбран единый перевозчик – такси. За время ожидания багажа, прибывшие пассажиры могут у стойки заказать такси по установленному прайсу. При выходе из терминала на первой линии такси уже будет ожидать клиентов. При желании можно воспользоваться и другим такси, но они будут не на первой линии.

Кроме того, сейчас наша команда работает над тем, чтобы вытащить некоторые виды тарифов из-под государственного регулирования. Планируем, что до конца года удаться внести изменения в законодательство. Стоит отметить, что с 2003 года не было изменений в тарифной политике, и сегодня большинство тарифов убыточные. Гибкая тарифная политика аэропортов позволит привлекать новых авиаперевозчиков, развивать конкуренцию, что в итоге повлияет на снижение стоимости авиабилетов.


- Спасибо за интервью!


Май, 2015
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр




Error message here!

Show Error message here!

Close