Обновлено: 27.04.2024, 09:48 (АСТ)

Политолог Досым САТПАЕВ:
МАСШТАБНОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕ БУДЕТ. КАБИНЕТУ МИНИСТРОВ, ПО СУТИ, В ПРОШЛОГОДНЕМ ВИДЕ ПРИДЕТСЯ РЕШАТЬ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЗАДАЧИ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ


В Казахстане состоялись досрочные президентские выборы, победу на которых одержал действующий президент Нурсултан Назарбаев. О том, что ждет Казахстан после выборов, об отставке правительства, возможных досрочных парламентских выборах рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" политолог Досым САТПАЕВ.

 

- Досрочные президентские выборы состоялись, Нурсултан Назарбаев получил новый президентский мандат. Что ждет Казахстан?

Если взять те заявления, которые президент уже сделал, то он на ближайшее время уже указал те формы деятельности, которые хочет реализовывать. В частности, он уже сказал, что после выборов создаст специальную комиссию, которая будет состоять из пяти групп, и каждая из этих групп будет реализовывать отдельное направление институциональной реформы. Еще в марте на съезде партии "Нур Отан" президент предложил формулу пяти институциональных реформ.

Скорее всего, после выборов этот процесс начнется. Здесь речь идет и о необходимости формирования более качественного и профессионального бюрократического аппарата, то есть речь идет о новой административной реформе. Хотя на моей памяти их было уже не мало. Кроме этого, говоря об институциональных реформах, опять же речь идет о проведении индустриализации казахстанской экономики для того, чтобы диверсифицировать и освободиться от сырьевой зависимости. Так же упоминалась необходимость мобилизации казахстанского общества вокруг идеи "Мангiлiк ел" ("Вечный народ") и вокруг, как было заявлено, формирования казахстанской идентичности на основе гражданственности, а не на основе религиозно-этнической принадлежности.

 

- После инаугурации президента правительство должно уйти в отставку. Будет ли оно как-то реорганизовано?

Тут важен вопрос, какие именно персональные кадровые изменения будут. Хотя я считаю, что после реорганизации правительства, которая была в прошлом году, а она была довольно крупная и очень сложная, потому что появилось пять новых мега-министерств. Я думаю, что проводить очередную реорганизацию правительства в таком же масштабе бессмысленно в связи с экономическими и финансовыми проблемами, с которыми мы сталкиваемся в этом году, то есть это как менять капитана на корабле, который находится в шторме. Мне кажется, тоже не очень правильно, поэтому если реорганизация и будет, то больше кадровая. Возможно, кадровые перестановки и будут в правительстве, то опять же переформатировать то правительство, которое недавно было создано в новом формате, даже с точки зрения управленческого смысла здесь нет никаких оснований. Поэтому кадровые персональные изменения возможны, а вот крупная реорганизация правительства мне кажется бессмысленной. Поэтому правительству в том виде как оно было в прошлом году, придется решать как новые, так и старые задачи, которые в этом году всплывут в любом случае, в первую очередь, в финансово-экономической сфере.

 

- Ранее многие эксперты говорили о возможной девальвации после выборов. Выборы прошли, стоит ли ожидать скорую девальвацию?

Что касается девальвации, да уже немало кто заявлял, и из международных, и американских, и из российских финансовых структур, что Казахстану вроде бы следует провести девальвацию.

Но я думаю, что после самих выборов девальвацию никто проводить не будет. Там есть несколько важных моментов, и для меня одним из ключевых является 6 июля – день рождения президента, да, есть еще и майские праздники и так далее. Но проводить девальвацию после инаугурации, которая будет незадолго до дня рождения, никто не будет. Этот вопрос в любом случае отодвинут до осени текущего года. С моей точки зрения, уже было четко заявлено и Нацбанком и правительством то, что если девальвация будет, то она будет плавная до конца года.

То есть резкий скачек, о котором говорят некоторые эксперты, как один из вариантов возможен, но все-таки формула с плавной девальвацией более реалистична. Тем более уже сейчас начинают обсуждать вопрос о возможности проведения досрочных парламентских выборах. Если примут решение о возможных досрочных парламентских выборах, то понятно, что вопрос девальвации нужно будет опять отодвинуть еще на более дальний срок, потому что никто не проводит девальвацию перед выборами, либо во время выборной кампании.

Здесь, на самом деле, очень много политических моментов. Опять хотел бы подчеркнуть, что самая главная проблема власти не в том, что в стране высокие девальвационные ожидания, с прошлого года, нет. Самая главная проблема власти, что февральская девальвация 2014 года привела к девальвации доверия очень значительной части населения и бизнеса в целом, к тому, что делает и что говорит власть. Вот это самая большая проблема. Девальвация доверия в Казахстане очень чутко чувствуется, и думаю, будет еще существовать очень долгое время. С этой девальвацией доверия как раз и нужно бороться нашим представителям власти, потому что при ее наличии, чтобы не делало государство, чтобы ни говорили чиновники, в любом случае многие в Казахстане все это будут воспринимать наоборот. Получается, что девальвация доверия в целом снижает управляемость общественным мнением, и общественным настроением.     Я думаю, что вот это более ключевая проблема, потому что девальвация национальной валюты, по идее, это должен быть больше экономический механизм, а в условиях Казахстана это уже приобретает политический оттенок. Вопрос о девальвации был тесно связан с вопросами о том, когда же будут выборы и президентские и парламентские.

 

 - Возможны ли досрочные парламентские выборы в этом году?

В условиях Казахстана сами выборы - это процесс больше напоминающий политтехнологию. Выборы парламентские можно провести хоть через месяц, то есть если будет четкая установка главы государства и будет подключена работа всего госаппарата.

На мой взгляд, важны не сами сроки этих выборов, пускай они хоть в следующем году, хоть в 2017 году проходят, будут ли выборы досрочными или же наоборот будут отодвинуты на более поздний срок, это не столь важно.

Лично меня больше волнует, какой качественный состав парламента будет после этих выборов. Самый главный вопрос, который сейчас должен стоять – будет ли обновление состава парламента, появятся ли там новые партийные игроки. Либо будет ли осуществлена новая партийная реформа для того, чтобы старые игроки, которые там присутствуют стали бы более сильными, конкурентными, авторитетными игроками.

Существенной проблемой парламента является то, что эта ветвь власти слаба. И слаба она, в том числе из-за того, что внутри парламента сидят не очень сильные, не очень авторитетные, в одной своей массе искусственные партийные образования. Если вернуться к вопросу, что делать после выборов, на мой взгляд, сейчас нужно усиливать парламент за счет сильных политических партий. Для этого необходимо проводить партийную реформу, для этого необходимо, чтобы в следующих парламентских выборах все-таки принимали участие возможно новые партийные игроки. Для этого необходимо время, и затрата ресурсов, готова ли к этому власть, я не знаю. Если парламентские выборы пройдут с тем же составом участников и в парламенте опять окажется тот же состав, с так называемыми, "диванными партиями", которые по большому счету не оказывают никакого влияния на общественное мнение, это не стоит и выеденного яйца. Это опять будет некое хождение по кругу.

 

- Спасибо за интервью!

 


Апрель, 2015
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр




Error message here!

Show Error message here!

Close