Обновлено: 26.04.2024, 21:18 (АСТ)

Директор Казахстанского института стратегических исследований Булат СУЛТАНОВ:
СОЗДАНИЕ ЕАЭС - НЕ ДОГМА, А РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ


На днях ожидается подписание договора о Евразийском экономическом союзе Россией, Белоруссией и Казахстаном. О том, как в дальнейшем будут развиваться отношения между странами, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал Директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте Булат Султанов.

- Как, по Вашему мнению, будут дальше развиваться отношения между странами после подписания договора о Евразийском экономическом союзе?

- В отношении Евразийского экономического союза надо четко исходить из того, что создание этого интеграционного проекта не догма, а руководство к действию. Это живой процесс и поскольку в рамках этого интеграционного объединение каждое государство будет защищать, прежде всего, национальные интересы, что в полнее понятно, но, защищая национальные интересы, надо исходить из того, что должен быть определенный коридор, где, отстаивая национальный интерес, нельзя загубить это интеграционное объединение.

Поэтому я считаю, что это будет творческий процесс, будут возникать постоянно проблемы, которые надо будет согласованно решать. За 23 года независимости наши государства заметно отделились и в экономическом плане, и в правовом плане. И поэтому сейчас не должно быть много эйфории, но и не должно быть много пессимизма. Процесс творческий, нам надо сближать экономики.

В этом процессе много зависит от работы и квалификации наших переговорщиков в наднациональных органах. Я считаю, что у нас там достаточно квалифицированные представители.

Единственное, надо обращать внимание на такие вот вопросы более спокойно, не нервничать, не переживать. Начинается рабочий процесс, а в рабочем процессе будут рабочие моменты, их надо решать во взаимных интересах.

- Какие плюсы, и какие минусы у ЕАЭС могут быть?

- Мы говорили уже о плюсах неоднократно. Я могу их много назвать. Я назову, на мой взгляд, один из главных плюсов. Казахстан имеет очень удобное географическое положение. Мы можем извлекать большие плюсы из нашего стратегического евразийского положения между Азией и Европой.

Сейчас в силу складывающихся международных реалий, основывающихся на переходе от однополярного к многополярному миру, и кризиса международного права Китай стремится сухопутным путем выйти на рынки Европейского союза и стран Ближнего и Среднего Востока. Европа после развала Советского союза была очень заинтересована выйти на Китай и рынки Юго-Восточной Азии через Центральную Азию и через Казахстан. Сформировались различные проекты, но у европейского проекта в то время возникли проблемы с Балканами, проблемы с Югославией и, в конце концов, Европа и экономически и финансово не смогла решить эти проблемы. Теперь идет проект с Востока, который, как я думаю, удачно сопрягается с Таможенным союзом и Евразийским экономическим союзом.

Грузовые контейнерные перевозки рассчитаны на скорую доставку. А создание Таможенного союза убрало таможенные посты между Казахстаном и Россией, Россией и Белоруссией и ускоряет доставку контейнерных грузов автомобильным транспортом из Китая сразу на границу Европейского союза.

Мы сейчас говорим о том, что Казахстан должен войти в число 30 ведущих государств, но не просто ведущих, а в состав 30 благополучных стран мира. Потому что чем богаче страна, тем лучше решается социальные вопросы. Таким образом, вхождение в тридцатку благополучных стран мира - это архиважная задача. Мы сейчас вошли в пятидесятку, никто из 50-ти стран не хочет упасть ниже, то есть дорога Казахстана в тридцатку не устлана розами. Это будет острейшая конкуренция.

Я считаю, что для того, чтобы войти в число 30-ти ведущих государств мира, нам нужно наладить производство товаров высокого качества и товаров, основанных на новых передовых технологиях. Эти товары гораздо дороже, продавая эти товары, мы можем направлять больше средств на решение социальных проблем.

Но создание инновационных производств требует огромных капиталовложений. Деньги можно привлечь из-за рубежа за счет иностранных инвестиций, но большие деньги никто вкладывать в казахстанскую экономику не будет, потому что рынок Казахстана - всего 17 миллионов человек. Поэтому нам нужен большой рынок, для того чтобы привлечь инвестиции. Мы создаем евразийский рынок, для евразийского рынка нужны товары, а товары можно создать при помощи иностранных инвестиций. Если мы хотим, чтобы наши люди жили лучше, для того нам нужно создавать конкурентоспособную экономику, а для того, чтобы ее создать, нужны крупные инвестиции, а они пойдут тогда, когда есть большой рынок.

Что касается развития малого и среднего бизнеса. Мы строим транспортную дорогу из Китая через страны Таможенного союза на Европу, и эта дорога потребует огромного количества товаров и услуг - это и еда, и вода, и автозаправочные станции, и отели, и все прочее. Это же просто клондайк для малого и среднего бизнеса. Этот транспортный коридор пройдет по Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и дальше до Актюбинской области, то есть этот путь дает шикарные условия для развития малого и среднего бизнеса для наших областей. Однако нужно делать так, чтобы распределение участия в обслуживании этой автомобильной трассы было бы честным, прозрачным и не коррупционным. Чтобы мы не получили вместо облегчения жизни малому и среднему бизнесу новый скандальный коррупционный проект.

- Вы рассказали только о плюсах, но ведь минусы тоже есть?

- Минусы есть и, наверное, глупо было бы не называть их. Особенно на начальном этапе есть проблемы, связанные с тем, что жители юго-восточной части Казахстана связаны с китайским рынком, то есть с рынком товаров, которые из Китая приходят в Киргизию, а из Киргизии дальше в Казахстан. Участие в Евразийском экономическом союзе вот сейчас приводит к тому, что сокращается доступ к дешевым товарам из Китая. Кроме того, надо понимать, что сократиться доступ к товарам и изделиям длительного пользования и роскоши, поступающим из Западной Европы, Азии и США. Надо понимать, что проблемы возникнут с теми, кто транспортируют сюда подержанные автомобили.

Все эти вопросы, конечно же, надо решать. Сейчас Казахстан налаживает производство собственных автомобилей, причем не так, как пытаются ерничать наши оппозиционные товарищи, не только с российскими автомобильными компаниями, но и с корейскими, японскими и европейскими. Мы сейчас начнем производство собственных автомобилей, и их экспорт будет идти на большой рынок Евразийского экономического союза. Проблему с автомобилями мы закроем вопрос. Что касается проблем с дешевыми товарами из Китая или Турции, я думаю, что по мере того как уровень жизни населения нашей страны будет выше, наши покупатели будут стремиться к более качественным, более дорогим товарам, поэтому здесь мы этот вопрос закрываем.

- Оппозиционеры неоднократно выступали против такой интеграции, как ущемляющей суверенитет Казахстана. Они выражают опасение, что это несет экономическую и политическую угрозу независимости Казахстана. Как, по-вашему мнению, это отразится на суверенитете Казахстана?

- Когда наши оппоненты говорят, что Казахстан не должен вступать в Евразийский экономический союз, в Таможенный союз, так как это опасно, я всегда им задаю вопрос: господа, вы всегда ратуете за то, чтоб Казахстан ушел от сырьевой составляющей, но если вы этого хотите, то единственный вариант, чтобы Казахстан ушел от сырьевой составляющей  это его участие в Евразийском экономическом союзе. То есть, если логически построить цепь - тот, кто против ЕАЭС, тот против повышения экономического положения граждан Казахстана.

- Могут ли как-то повлиять на ЕАЭС санкции, введенные США и ЕС в отношении России?

- У нас с момента образования независимого Казахстана президент проводит правильную внешнюю политику, называемую многовекторной, то есть мы строим отношения со всеми государствами. Но при этом нужно понимать, что многовекторность - это не синоним равноудаленности. У нас в рамках многовекторности есть приоритетные государства, как для любого государства для нас - это приграничные страны. Поэтому развитие отношении с Китаем, с Россией, со странами Центральной Азии у нас приоритетны. Поэтому в рамках Евразийского экономического союза мы будем строить отношения и с Россией, и с Китаем, и со странами Центральной Азии в первую очередь. Во-вторых, со странами Европейского союза и с США. Санкции сейчас направлены на не какие-то отрасли экономики РФ, а носят психологический характер и, скорее всего, носят стратегическую задачу - отпугивание инвесторов вкладывать деньги в экономику России. Это такой психологический шумовой эффект.

Сейчас глобальная экономика настолько тесно переплетена, что на какие-то реальные экономические санкции ни одна страна не пойдет, потому что она автоматчики может нарваться на ответный эффект. Санкции - это не аргумент. Я могу привести множество примеров, когда в отношении СССР применяли санкции, чтобы запретить ввоз паровозов, станков, инструментов, но тогда еще, в 30-е годы, находились возможности обходить эти санкции. Сейчас в глобальном веке санкции - это просто какой-то инструмент анахронизма времен прошлого. В XXI веке разговаривать между странами глобального мира с помощью санкции просто не эффективно.

Кроме того, простую вещь надо понять: вводя санкции в отношении России, Запад практически подталкивает Россию к экономическому сближению с Китаем. Что мы сейчас и наблюдаем – последний газовый проект наглядное тому свидетельство. А Китай, по данным мировых экспертов, через несколько лет выйдет на первое место, в объеме мирового производства, обогнав США. Поэтому применение санкции против одного государства приводит к тому, что вы теряете возможность к развитию собственной экономики. А мировая экономика еще пока никак не вышла из последствий прошедшего мирового экономического кризиса. Вся экономика Европы балансирует на грани рецессии, и сейчас любой негативный элемент, направленный на срыв подъема экономики, может привести к обвалу всей экономики мира. Поэтому я бы советовал всем, кто играет с экономическими санкциями, быть осторожнее.

- Какие новые страны и когда могут присоединиться к ЕАЭС?

- Моя позиция заключается в том, что торопиться с расширением Евразийского экономического союза не надо. Это объединение должно встать твердо на ноги, ибо мы, не дай бог конечно, но можем повторить печальный опыт Европейского союза. ЕС, который раньше был земным раем, базой мировой экономики, в результате необдуманных шагов со стороны руководства союза и подталкивания со стороны США из политических соображений расширился на восток и на юго-восток. И сейчас, когда на последних выборах во многих странах ЕС побеждают националисты, они говорят, что ошибкой ЕС было принятие в эту организацию бывших стран советского содружества. Экономика Европы не смогла "переварить" экономики стран восточной и юго-восточной Европы. Поэтому нам торопиться не надо.

Надо развить ядро: Казахстан, Белоруссия и Россия, и уже по мере готовности других стран и по мере создания предпосылок можно вести речь о принятии новых членов в организацию. Надо установить ассоциированное членство. Я думаю, что для Казахстана, Белоруссии и России перспективно, чтобы наблюдателем или ассоциированным членом в ЕАЭС были такие страны, например как Южная Корея, Индия, Вьетнам, Иран и другие страны, которые могли бы внести позитивные элементы в развитие организации, но с начала на правах ассоциированных членов. То есть я рассматриваю ЕАЭС не как государство, которое должно развиваться в рамках бывшего Советского союза, нет. Я вообще сторонник того, чтобы ЕАЭС и ЕС создали зону свободной торговли. Вот одно из самых перспективных направлений.

 

- Спасибо за интервью!


Май, 2014
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр




Error message here!

Show Error message here!

Close