Обновлено: 19.04.2024, 14:10 (АСТ)

30.12.2019

ИТОГИ ГОДА - НОВОЕ, КАК ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ


Нур-Султан/Алматы. 30 декабря. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН – В 2019 году в ударные сроки завершилось строительство первого магистрального газопровода "Сарыарка", который газифицирует столицу и северные регионы страны. Параллельно Национальный банк, засучив рукава, принялся за долгожданную проверку качества банковского сектора, финансовый рынок страны начал трансформироваться на фоне создания нового регулятора, а МСБ ушел на трехлетние налоговые каникулы.

Агентство "Интерфакс-Казахстан" вспоминает самые значимые события уходящего года в экономике страны.


К ВАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР

В июне 2019 года в Казахстане в результате проведенных выборов был назначен новый президент, коим стал бывший спикер сената Касым-Жомарт Токаев. Спустя всего три месяца на открытии очередной сессии парламента новоизбранный глава государства выступил со своим первым посланием народу Казахстана, в котором обозначил ряд задач в экономической сфере.

К примеру, президент вполне резонно задался вопросом об эффективности квазигосударственного сектора. Он поручил правительству и Счетному комитету в трёхмесячный срок провести анализ эффективности госхолдингов и нацкомпаний для оценки реального вклада госфонда "Самрук-Казына" в рост благосостояния народа с момента его создания. Тогда Токаев также возмутился высокими ценами на авиабилеты и искусственному дефициту железнодорожных билетов в стране.

Уже в декабре, выступая на втором заседании Нацсовета общественного доверия, президент сообщил, что Счетный комитет с января 2020 года начнет публиковать результаты аудита госорганов и других организаций. Как ожидается, речь идет также и о структурах госфонда "Самрук-Казына".

Еще одно нововведение от президента – поэтапное снижение размера трансферта в бюджет из Национального фонда, в котором аккумулируются доходы республики от реализации нефтегазовых проектов. По поручению главы государства, с 2022 года объем трансферта в бюджет из Национального фонда будет доведен до 2 трлн тенге. Однако правительство, пользуясь временной отсрочкой, сохранило объем перечислений из Нацфонда в бюджет на уровне предыдущих годов. В новом трехлетнем республиканском бюджете гарантированный трансферт из Нацфонда в 2020-2021 годах определен в размере 2,7 трлн тенге со снижением до 2,6 трлн тенге в 2022 году.

В послании Касым-Жомарт Токаев также впервые публично заговорил о возможности использования пенсионных накоплений на другие цели, в частности для покупки жилья и получения образования. Правительство проработало варианты использования так называемого "пенсионного капитала".

На самом деле, различные варианты реформирования пенсионной системы в Казахстане неофициально обсуждаются "в верхах" уже несколько лет. Например, изучается возможность создания в стране аналога сингапурского резервного фонда, который предполагает объединение фонда медстрахования, жилищной сберегательной системы и других видов отчислений. По мнению президентского помощника Олжаса Худайбергенова, при внедрении сингапурской модели Казахстану удастся снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.

Микро- и малый бизнес глава государства порадовал трехлетними налоговыми каникулами и мораторием на проверки. Мораторий не распространяется на бизнес, начатый в 2019 году.


ПЛАНИРОВАЛИ, ДА НЕ ВЫПЛАНИРОВАЛИ

В уходящем году в рамках программы приватизации должны были состояться как минимум два размещения – IPO Air Astana и SPO "Казахтелекома". Однако планам не суждено было сбыться. Фондовый рынок порадовали лишь "Казатомпром" и Народный банк, чьи акционеры разместили на площадках AIX и LSE 3,8% и 10% своих долей соответственно.

При этом сроки размещения Air Astana, "КазМунайГаза" (КМГ) и "Казахтелекома" в очередной раз были перенесены. По словам руководителя дирекции по управлению активами госфонда "Самрук-Казына" Алмасадама Саткалиева, КМГ будет готова к выходу на IPO не раньше I квартала 2020 года, в то время как размещение Air Astana может состояться в октябре будущего года. Сроки SPO "Казахтелекома" он не уточнил.

В гонку IPO наряду с квазигосударственными организациями чуть было не включился горячо любимый казахстанцами Kaspi.kz, который намеревался в IV квартале 2019 года разместиться на LSE. Однако акционеры Kaspi.kz отложили IPO "в связи с неопределенностью на международных фондовых рынках и в глобальном технологическом секторе". Пакет акций для предложения инвесторам не был определен. Однако казахстанские аналитики прогнозировали, что акционеры Kaspi.kz в рамках IPO могут предложить к продаже 10-12% акций и привлечь $500-600 млн.


И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Для финансового рынка уходящий год ознаменовался очередным выделением из структуры Нацбанка Агентства по регулированию и развитию финрынка. Старое новое агентство получит функции регулирования и развития рынка, включая решения о выдаче либо отзыве разрешений на осуществление деятельности финансовых организаций. Нацбанк сохранит за собой право на проведение денежно-кредитной политики и осуществление валютного регулирования и валютного контроля.

Новое ведомство будет подотчетно президенту страны и начнет свою деятельность с 1 января 2020 года. Агентство будет базироваться в Алматы, Нацбанк планирует уже весной будущего года обосноваться в столице.

Пока же регулятор проводит оценку качества активов (AQR) 14-ти ведущих коммерческих банков страны, которая должна завершиться под занавес года. Аналитики международного рейтингового агентства S&P Global Ratings считают, что итоги проверки могут выявить потребности некоторых казахстанских банков в дополнительных резервах. По подсчетам международного рейтингового агентства Moody's, речь может идти о 400-600 млрд тенге.


ГАЗИФИКАЦИЯ СЕВЕРА

К концу этого года введен в эксплуатацию первый этап магистрального газопровода "Сарыарка", призванного газифицировать столицу, центральные и северные регионы Казахстана. Первыми газ этой зимой получат жители Нур-Султана, Караганды, Темиртау, Жезказгана и порядка 2,7 млн человек близлежащих 171 населенных пунктов вдоль трассы газопровода.

При этом решение о реализации второго и последующих этапов, которые подразумевают строительство магистрали от Нур-Султана до Кокшетау и Петропавловска, еще не принято. На данный момент правительство рассматривает возможность газификации Кокшетау и Петропавловска за счет присоединения к российской газотранспортной системе. Что касается Павлодарской области, то власти обсуждают возможность поставок газа в регион с российским "Газпромом". Вариант газификации Павлодарской области за счет второго и третьего этапа газопровода "Сарыарка" также не исключается.


НАРАСТИМ И ПРОДАДИМ

В уходящем году Казахстан по-прежнему придерживается плана наращивать добычу нефти благодаря трем крупным нефтегазовым проектам - Кашагану, Тенгизу и Карачаганаку. Если перед месторождением Карачаганак стоит задача сохранить производство на текущем уровне, то на Кашаган и Тенгиз возлагают надежды по приросту добычи, что позволит республике к 2025 году добывать около 105 млн тонн в год. При этом Казахстан пока продолжает поддерживать ограничение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, но предупреждает о намерении его увеличить к 2023-2025 годам.

В целом в 2019 году страна планирует перевыполнить годовой план по добыче в 89 млн тонн, достигнув показателя в 90,4 млн тонн. Стоит отметить, что общий объем добычи увеличивался, несмотря на два внеплановых ремонта на Кашагане, повлекшие временное снижение производства на месторождении.

Несмотря на крайне позитивные показатели по нефтедобыче, нефтегазовая отрасль в 2019 году так и не дождалась одного из самых ожидаемых событий – все еще не подписано соглашение об урегулировании спора вокруг доходов с продажи нефти на месторождении Карачаганак. Очевидно, что обещанное подписание в конце этого года не состоится, так как коррективы в планы сторон внесло назначение нового министра энергетики. На посту главы ведомства Каната Бозумбаева, возглавлявшего министерство более трех лет, сменил бывший аким Атырауской области Нурлан Ногаев. Правительство Казахстана и оператор месторождения компания Karachaganak Petroleum Operating (KPO) все еще находятся в арбитраже, и, судя по комментариям казахстанских чиновников, у сторон возникли новые разногласия в подсчете компенсации республике и схеме раздела доходов с продажи нефти. Стороны находятся в переговорном процессе уже четвертый год.

В 2019 году в отрасли произошли и хорошие события - с июля Казахстан открыл экспорт бензина в Таджикистан, Афганистан и Узбекистан. Республика продает ежемесячно на внешние рынки порядка 20-30 тыс. тонн бензина. Профицит светлых нефтепродуктов образовался в стране после завершения модернизации трех крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в 2018 году. По итогам этого года, как ожидается, объем переработки нефти на казахстанских НПЗ составит 17,1 млн тонн с ростом к прошлогоднему периоду на 5%. В начале 2020 года Казахстан планирует подписать соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов еще и с Арменией, Белоруссией и Киргизией.


СТАТИ СНОВА НЕКСТАТИ

В 2019 году казахстанцы продолжили наблюдать за страстями вокруг борьбы республики на нескольких фронтах с молдавским бизнесменом Анатолием Стати, его сыном Габриэлем Стати, Ascom Group и Terra Raf Trans Traiding Ltd (Стати), которая длится с 2010 года.

Как известно, Стати потребовали в арбитраже Швеции от Казахстана $4 млрд, но им было присуждено всего $500 млн, из которых $199 млн - средства, предположительно связанные с затратами Стати на строительство Боранкольского газоперерабатывающего завода. Впоследствии Стати начали кампанию по принудительному исполнению решения арбитража Швеции в семи странах.

В начале этого года главный юрист страны Марат Бекетаев заявил, что страна продолжит отстаивать свою правоту в международных судах по делу бизнесменов Стати к республике, чтобы у мира не создалось впечатление, что с Казахстана легко "сдирать" деньги.

Под занавес года три суда приняли противоречивые решения по делу Стати. В частности, люксембургский суд постановил, что арбитражное решение, вынесенное в 2013 году, должно быть признано в Люксембурге. Вместе с тем, суд первой инстанции Брюсселя выразил мнение, что мошенничество Стати не было определяющим вопросом для рассмотрения при вынесении арбитражного решения. При этом Брюссельский апелляционный суд установил, что новая переписка KPMG, свидетельствующая о том, что Стати ввели в заблуждение KPMG, имеет отношение к действительности арбитражного решения и постановил, чтобы новые доказательства были включены в дело.

Тем не менее, неожиданно для всех "молдавский дуэт" сбавил обороты и 12 ноября Стати отказались от своего иска против Казахстана в окружном суде США по Южному Округу Нью-Йорка, который был подан в июне 2017 года с требованием исполнения арбитражного решения суда Швеции на сумму порядка $500 млн и взыскания с ответчика судебных расходов в Швеции на сумму порядка $3,5 млн.


АВИАКАТАСТРОФА ПОД АЛМАТЫ

К сожалению, 2019 год завершается для авиационной отрасли Казахстана трагическим событием. Утром 27 декабря рейс авиакомпании Bek Air, следовавший из Алматы в Нур-Султан, потерпел крушение близ алматинского аэропорта. В авиакатастрофе погибли 12 человек, десятки пострадали. В тот же день авиационные власти Казахстана временно приостановили деятельность авиакомпании до выяснения обстоятельств падения самолета. По указу президента 28 декабря объявлен днем общенационального траура.

В целом, уходящий год выдался для авиационной отрасли весьма событийным. В мае начал свои полеты отечественный лоукостер – Fly Arystan. Уже в декабре авиакомпания выполнила первый международный рейс из столицы Казахстана в Москву.

Материнская Air Astana, вдохновленная результатами "дочки", договорилась о пополнении авиапарка Fly Arystan 30-ю самолетами Boeing модели 737 MAX 8, коммерческая эксплуатация которых временно приостановлена по всему миру из-за двух авиакатастроф. Позже пресс-служба перевозчика поспешила добавить, что данное соглашение о намерении не является окончательным и подлежит дальнейшему обсуждению. К слову, другой казахстанский авиаперевозчик SCAT уже имеет в парке один самолет такого типа и ждет еще 5 самолетов в течение 5 лет. Поэтому обе авиакомпании с замиранием сердца ждут, когда Федеральное управление гражданской авиации США даст разрешение поднять воздушных гигантов в воздух.

Позже авиационные власти порадовали население режимом "открытого неба", благодаря которому в Казахстан должны прибыть крупные мировые авиаперевозчики с новыми прямыми рейсами. Пока речь идет об авиакомпаниях Air Asia X (Малайзия), "Белавиа" (Белоруссия), Jazeera Airways (Кувейт), Salam Air, Turkish Airlines. Уже летающие в Казахстан LOT Polish Airlines и "Белавиа" готовы довести количество рейсов по маршрутам Варшава – Нур-Султан и Минск – Алматы до 7 раз в неделю.


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close