27.12.2024
Астана. 27 декабря. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН - Год 2024-ый, пожалуй, можно назвать годом разочарований, неоправданных надежд и непростых испытаний для экономического блока правительства Казахстана. Нестабильные цены на основные экспортные товары страны, неисполнение плана по добыче нефти, необходимость оплачивать долги по компенсации НДС за предыдущий год, которые остались в наследство правительству Олжаса Бектенова от предыдущего кабмина, тяжелым бременем легли на бюджет страны, который недосчитался нескольких триллионов тенге в уходящем году. А показатель ВВП по итогам года, скорее всего, будет далек от тех параметров, на которые надеялись власти страны в начале года.
ВВП 2024: POV И REAL
Казахстан завершил 2023-ий с 5,1%-ым ростом ВВП и вступил в 2024-ый с ожиданиями роста экономики по итогам года в 5,3%. В феврале сменился премьер-министр республики: вместо Алихана Смаилова руководить кабмином пришел известный в стране борец с коррупцией Олжас Бектенов. И уже на одном из первых заседаний Бектенов отважился планку по росту ВВП поднять. Так, перед экономическим блоком он поставил задачу достичь по итогам текущего года роста экономики не менее 6%.
Министерство национальной экономики в лице тогдашнего руководителя Нурлана Байбазарова, которого сняли с этой должности под конец года, заверил премьера, что достижение 6%-го роста ВВП - "задача достижимая".
"Основные резервы, которые могут обеспечить дополнительный вклад в рост ВВП имеются в обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и сельском хозяйстве. (...) Вопрос стимулирования роста экономики будет взят министерством на особый контроль", - заявил в начале года Байбазаров.
Но сегодня уже очевидно, что ни 6%, ни даже 5,3% Казахстану по итогам 2024 года, скорее всего, достичь не удастся. Отчитываясь главе государства Касым-Жомарту Токаеву об итогах социально-экономического развития страны за 11 месяцев, премьер сообщил, что показатель роста ВВП за этот период составил 4,4%. А в качестве "оправдания" глава кабмина отметил, что на общих темпах развития экономики отразилось "недостижение прогнозных показателей добычи нефти".
Напомним, Минэнерго Казахстана несколько раз в течение года поменяло планы по добыче основного экспортного сырья страны – нефти. Изначально планировалось, что в республике будет добыто 90,3 млн тонн нефти, но из-за ремонтных работ на крупнейших месторождениях и обязательств перед ОПЕК+, план был снижен сначала до 88,4 млн тонн, а затем и до 87,8 млн тонн.
Сегодня ответственное за экономические показатели страны ведомство - министерство нацэкономики - по прогнозам ВВП за год пока отмалчивается, с опаской обходя этот вопрос стороной. Между тем, Нацбанк Казахстана ожидает 4-4,5% роста ВВП в 2024 году, Всемирный банк прогнозирует 3,4%.
ПЛАЧевное состояние БЮДЖЕТА
Плохи дела оказались и с главным финансовым документом страны – республиканским бюджетом. Осенью финансисты в доходах государства не досчитались нескольких триллионов тенге, на которые рассчитывали власти для покрытия нужд и обязательств перед населением.
В ходе осеннего уточнения бюджета Минфину пришлось увеличить дефицит с 3,5 трлн тенге (2,6% ВВП) до 3,6 трлн тенге (2,7% ВВП), план по доходам был переписан на 14,1 трлн тенге, что ниже на 2 трлн тенге от первоначального варианта.
В числе названных причин неисполнения плана по доходам чиновники указали: уменьшение налоговых поступлений, снижение цен на основные экспортные металлы, уменьшение объема импорта из других стран, логистические издержки крупных компаний, рост возврата НДС в связи с возвратом долга за 2023 год в сумме 594 млрд тенге.
НАЦФОНД-СПАСАТЕЛЬ
Чтобы спасти ситуацию, кабмин, уже по традиции, прибег к Нацфонду, где аккумулированы доходы Казахстана от нефтегазовых проектов. Так, из-за неисполнения доходной части бюджета целевой трансферт из Нацфонда, был увеличен на 2 трлн тенге - до 3,6 трлн тенге. Средства направили на поддержание развития регионов и финансирование социально значимых и стратегически важных инфраструктурных проектов. Помимо этого, из Нацфонда были изъяты 2 трлн в 2024 году в качестве гарантированного трансферта. Таким образом, в текущем году сумма изъятий из Нацфонда составила 5,6 трлн тенге. Стоит отметить, что эта сумма превысила трансферты кризисного, так называемого коронавирусного 2020 года, а также рекордные изъятия в предыдущем году.
Данный факт не остался незамеченным и вызвал бурю критики в публичном поле в адрес правительства, а некоторые анонимные телеграмм-каналы и вовсе стали пророчить скорую отставку кабмина во главе с Бектеновым.
К примеру, депутат мажилиса парламента Елнур Бейсенбаев заявил, что страна переживает "глубокий бюджетный кризис, обусловленный чрезмерной зависимостью от средств Нацфонда". Согласно громкому заявлению депутата, правительство "не предпринимает серьёзных усилий по поиску новых источников доходов, поскольку всегда есть вариант взять деньги в долг из Нацфонда".
"Это ставит под сомнение способность правительства обеспечить долгосрочную стабильность экономики и подрывает доверие к проводимой бюджетной политике", - отметил народный избранник, по подсчетам которого активы Нацфонда сократились на $17,5 млрд за последние 10 лет.
ЖЕРТВЕННЫЙ АГНЕЦ
Ответственность за сложившуюся ситуацию, похоже, все-таки возложили на теперь уже бывшего вице-премьера, министра нацэкономики Нурлана Байбазарова. На финишной 2024-го глава государства своим указом снял Байбазарова с этой должности и назначил на нее другого вице-премьера Серика Жумангарина без каких-либо объяснений причин. Примечательно, что дальнейшего назначения Байбазарова пока не последовало.
Какими будут выводы кабмина и возможные другие последствия, будет ясно теперь уже только в 2025-ом, когда в январе весь состав правительства предстанет перед президентом на ежегодном отчете об итогах социально-экономического развития страны за 2024 год.