Обновлено: 08.11.2024, 21:46 (АСТ)

26.12.2023

ИТОГИ ГОДА: Топливно-энергетический сектор Казахстана: сорванные планы, распри года и грандиозные замыслы


Астана. 26 декабря. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН - В уходящем году немало вызовов пришлось на одну из самых важнейших отраслей экономики Казахстана - топливно-энергетическую. Продолжавшиеся аварии на энергообъектах страны, срывы важнейших проектов, споры с инвесторами - это далеко не весь список бед, выпавших на долю ТЭК. Агентство "Интерфакс-Казахстан" вспоминает в обзорном материале о самых значимых вызовах и достижениях в этой сфере в 2023 году.

СОРВАННЫЕ ПЛАНЫ

В 2023 году, как и в предыдущем 2022-м, Казахстан не смог осуществить план по добыче своего основного экспортного продукта - нефти. Одной из причин стала крупная энергоавария на западе страны.

Так, крупнейшие производственные объекты, а также население нескольких областей в начале июня остались без энергоснабжения из-за аварии на Мангистауском атомном энергетическом комбинате (МАЭК).

3 июля на МАЭК произошла аварийная остановка энергоблока N1. В результате энергосистема Мангистауской области перешла на изолированную работу с понижением частоты и отключением потребителей. Далее развитие аварии перешло на Атырауский энергоузел с выведением в изолированную работу электростанций "Тенгизшевройла" (оператор разработки месторождения Тенгиз), NCOC (оператор Кашагана), Атырауской ТЭЦ, Атырауского НПЗ, КТК-К, города Атырау и районов области.

Ремонт энергоблока N1 на МАЭК был завершен 9 июля. Запустить его удалось со второй попытки.

Повторная авария на МАЭК произошла 11 августа и вновь стала причиной масштабного отключения электроэнергии. Ограничения в энергоснабжении удалось снять 20 августа.

ЧП на МАЭК сказались на падении добычи нефти в стране, так как основные нефтегазовые месторождения Казахстана сосредоточены на западе. Осенью министерству энергетики Казахстана пришлось пересмотреть прогноз добычи нефти в сторону снижения - с 90,5 млн тонн до 89 млн тонн.

"По причине ограничения подачи электричества Мангистауской области, в том числе на объекты нефтедобывающих предприятий, как следствие, было снижение производства нефти. В связи с этим прогноз добычи нефти ожидается на уровне 89 млн тонн", - отмечали в Минэнерго.

НЕ УЛОЖИЛИСЬ В СРОК

Еще одним фактором недостижения плановых показателей добычи нефти в стране сыграл перенос сроков завершения проекта по расширению Тенгиза - одного из крупнейших нефтегазовых месторождений Казахстана, разработкой которого занимаются Chevron (доля участия 50%), ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), Казахстан через "КазМунайГаз" (20%), "ЛУКОЙЛ" (5%).

Осенью 2023 года министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев сообщил, что запуск проекта будущего расширения и управления устьевым давлением (ПБР-ПУУД) Тенгиза перенесен на полгода.

Изначально проект расширения, который призван увеличить добычу нефти на Тенгизе примерно на 40%, планировалось завершить в конце 2022 года. В опубликованной в Сети концепции развития ТЭК Казахстана указан срок завершения ПБР-ПУУД Тенгиза - середина 2024 года.

Министр Саткалиев уточнял, что перенос связан с необходимостью "обеспечения безопасности, экологичности проекта".

Отметим, что отставание проекта отмечается на заключительных этапах его реализации. В июле 2022 года сообщалось, что ПБР на месторождении Тенгиз завершен на 90%.

Вслед за новостями о переносе сроков увеличения добычи на Тенгизе Нацбанк Казахстана понизил прогноз экономического роста страны с 4-5% до 3,2-4,2% на 2024 год. Эксперты Международного валютного фонда также отмечают, что задержка реализации проекта по расширению Тенгизского месторождения нефти окажет влияние на снижение темпов экономического роста в Казахстане в 2024 году.

На следующий год Минэнерго страны придется пересмотреть прогноз добычи нефти в сторону понижения. Глава ведомства уже заявил, что прогнозы будут скорректированы, однако точных цифр министерство пока не озвучивало. Ранее план добычи нефти Казахстана на 2024 год составлял 95,4 млн тонн.

ОПЕК+: КАЗАХСТАН ПОДДЕРЖИТ

В апреле 2023 года Казахстан поддержал решение ОПЕК+ о добровольной добыче нефти и взял на себя обязательства по сокращению добычи на 78 тыс. баррелей в сутки до конца декабря 2024 года.

В конце ноября республика также взяла на себя дополнительные обязательства в рамках сделки ОПЕК+. Казахстан заявил, что осуществит дополнительное добровольное сокращение добычи нефти на 82 тыс. баррелей в сутки (б/с) с 1 января до конца марта 2024 года в координации с некоторыми странами-участницами ОПЕК+.

Таким образом, добыча в Казахстане составит 1 млн 468 тыс. баррелей в сутки до конца марта 2024 года.

РАСПРИ ГОДА

В уходящем году был начат международный арбитраж с операторами крупнейших нефтегазовых месторождений Казахстана Кашагана и Карачаганака.

Инициатором разбирательства выступило правительство Казахстана. Министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщал, что иск на сумму $16,5 млрд подан "в интересах народа страны".

Детали разбирательства не разглашаются ни одной из сторон. Глава Минэнерго ограничивается незначительными комментариями о ходе процесса, не озвучивая никаких подробностей.

Об иске также сухо высказался на одной из пресс-конференций премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов, призвав не политизировать процесс и не драматизировать ситуацию.

"Что касается коммерческих споров, то это нормальная практика, когда по проекту могут быть споры между сторонами. Поэтому драматизировать эту ситуацию не надо. Тем более политизировать не надо. Мы будем защищать интересы Казахстана и решать споры в юридической плоскости на этапе арбитража", - сказал Смаилов журналистам, комментируя процесс.

Агентств Bloomberg со ссылкой на источники сообщало, что иски от правительства поданы в связи с обвинениями в несанкционированных расходах. По информации СМИ, правительство Казахстана считает, что партнеры по проектам не должны вычитать расходы в размере $13 млрд по Кашагану и $3,5 млрд по Карачаганаку.

Еще один спор в 2023 году разгорелся между экологами и консорциумом North Caspian Operating Company (NCOC), оператором месторождения Кашаган.

В 2022 году специалисты департамента экологии по Атырауской области провели проверку на месторождении и выявили нарушения экологического законодательства. В частности, по данным экологов, консорциум допустил сверхнормативное размещение серы - 1,2 млн тонн вместо разрешенных 730 тыс., сжигал сырой газ на факелах без экологического разрешения, сбрасывал сточные воды без очистки и т. д.

Выявленные нарушения предполагают наложение штрафа на компанию в размере 2,3 трлн тенге. В NCOC же посчитали итоги данной проверки необоснованными и обратились в суд с целью их обжалования.

Летом 2023 года специализированный суд Астаны по административным делам огласил приговор по данному делу. Консорциуму удалось оспорить основные пункты проверки экологов.

В свою очередь специалисты департамента экологии остались недовольны этим приговором и подали апелляционную жалобу на решение суда.

Во время этих баталий агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщило, что оператор Кашагана намерен обратиться в международный арбитраж по этому процессу.

27 ноября апелляционная коллегия суда Астаны постановила возобновить судебное следствие и провести повторное судебно-экспертное исследование в споре экологов и оператора Кашагана. Таким образом, дело будет повторно изучено в казахстанском суде.

НОВЫЕ МАРШРУТЫ

По предварительным данным Минэнерго Казахстана, по итогам 2023 года экспорт нефти составит 70,9 млн тонн. Основным экспортным маршрутом казахстанской нефти по-прежнему остается система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). За январь-ноябрь 2023 года по КТК было транспортировано 51,5 млн тонн казахстанской нефти.

Казахстан в целях диверсификации маршрутов экспорта в текущем году продолжил поиск новых путей поставок нефти на внешние рынки. Так, с апреля 2023 года республика начала поставки через Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Всего по БТД стороны договорились транспортировать 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год. За 11 месяцев по данному направлению было транспортировано 900 тыс. тонн нефти.

Помимо этого, Минэнерго Казахстана в настоящее время ведет переговоры с азербайджанской стороной по изучению возможности транспортировки нефти по нефтепроводу Баку - Супса.

В планах также развитие транскаспийских перевозок. Для этого Казахстану потребуется порядка 10 новых танкеров. В 2023 году были приобретены два новых нефтеналивных танкера.

В уходящем году Казахстан начал поставки нефти в Германию через систему "Дружба". С российской ПАО "Транснефть" была достигнута договоренность о возможности транспортировки 1,2 млн тонн нефти в год по нефтепроводу Атырау - Самара через систему "Дружба" в направлении НПЗ Шведта в Германию. За 11 месяцев в данном направлении было транспортировано 840 тыс. тонн нефти. На 2024 год стороны согласовали техвозможность транспортировки аналогичного объема нефти.

АЭС В КАЗАХСТАНЕ: РЕШИТ НАРОД

Вопрос строительства АЭС в Казахстане стоит на повестке вот уже несколько лет. В прошлом году президент страны Касым-Жомарт Токаев недвусмысленно дал понять, что стране АЭС нужна "позарез" из-за надвигающегося дефицита энергии. После этого было выбрано место для ее строительства - поселок Улкен в Алматинской области на юго-востоке страны, а Минэнерго составило шорт-лист потенциальных поставщиков технологии, куда вошли корейская KHNP, китайская CNNC, российский "Росатом" и французская EDF. Окончательно определиться с технологией власти должны были в начале 2023 года, однако этого не произошло.

Осенью 2023 года, выступая в парламенте, глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил, что необходимо провести общенациональный референдум по данному вопросу. Точная дата референдума пока не определена.

ПОДДАТЬ ГАЗУ

В 2023 году был завершен ремонт магистрального газопровода Средняя Азия - Центр, что позволило Казахстану в октябре начать поставки российского газа в Узбекистан. Планируется, что до конца года через Казахстан будет транспортировано 800 млн кубометров российского газа в Узбекистан. В год Казахстан будет прокачивать в Узбекистан 2,8 млрд кубометров российского газа.

Не исключается также, что Казахстан может в перспективе покупать российский газ для своих нужд. В частности, для газификации севера и востока страны. В 2023 году российская и казахстанская стороны вели об этом переговоры, но окончательное решение так и не принято.

ТЭЦ: РЕМОНТ И СТРОИТЕЛЬСТВО

Начавшаяся череда аварий на теплоэлектростанциях зимой 2022-го наглядно показала острую проблему изношенности энергообъектов в Казахстане.

В авральном режиме кабмин страны провел лето в попытке провести без эксцессов отопительный сезон 2023-2024. Из резерва правительства были выделены средства на подготовку самых аварийных энергообъектов по стране, в частности, в городах Экибастузе, Риддере и др. Минэнерго отрапортовало о ремонте 8 энергоблоков, 43 котлов и свыше 40 турбин на ТЭЦ страны. Но с приходом первых морозов аварий избежать все же не удалось: то и дело появляются сообщения о сбоях в теплоснабжении некоторых городов. Однако в кабмине предпочитают не называть аварии авариями и используют формулировку "технологические нарушения".

В текущем году Минэнерго Казахстана удалось договориться с российской компанией о строительстве в трех городах страны - Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске - новых угольных ТЭЦ.

По словам главы Минэнерго Казахстана, найти инвесторов для строительства этих ТЭЦ было непросто. Несколько раз объявлялись тендеры, но никто не изъявил желания участвовать в них. Международные компании и коммерческие банки отказываются участвовать в этом проекте из-за использования угля.

В итоге, по его словам, интерес проявила лишь Россия.

"Сила предложения российской стороны — это готовность финансировать, готовность предоставить лучшие технологии. Более того, у российских коллег есть уникальный опыт сжигания наших сложных высокозольных казахстанских углей", - отмечал Саткалиев.


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close