Обновлено: 24.04.2024, 21:54 (АСТ)

Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника НИКИШИНА:
МЫ УЖЕ РАБОТАЕМ НАД СЛЕДУЮЩИМ СОГЛАШЕНИЕМ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ С ЕАЭС


Евразийский экономический союз продолжает налаживать сотрудничество с третьими странами. Первый опыт создания зоны свободной торговли с Вьетнамом в 2015 году оказался положительным и сподвиг страны союза к активной работе в данном направлении. В результате на полях XI Астанинского экономического форума было подписано временное соглашение, ведущее к созданию зоны свободной торговли с Ираном, а также соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. О том, какие выгоды сулят интеграционному объединению подписанные документы, агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника НИКИШИНА.

 

На полях Астанинского экономического форума состоялось подписание временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли с Ираном. Его планировалось подписать еще прошлой весной, однако вопрос затянулся. Остались ли неразрешенные проблемы или сторонам удалось достигнуть согласия по всем вопросам? Какие товары, в первую очередь, интересны нам (ЕАЭС и, в частности, Казахстану) и, напротив, Ирану? Каковы ваши ожидания по товарообороту в первый год, а также в среднесрочной и долгосрочной перспективах?

– В целом темп переговоров был достаточно высок – они были проведены практически в течение года. Последние полгода мы искали взаимоприемлемые решения по отдельным, наиболее чувствительным вопросам. Определенное время потребовалось и на завершение внутригосударственных процедур в странах ЕАЭС по согласованию итогового пакета договоренностей.

Несмотря на ограниченный товарный охват соглашения, практически все ключевые экспортные товарные позиции обеих сторон, обладающие существенным экспортным потенциалом, входят в соглашение. Поэтому предоставление тарифных уступок по отдельным категориям товаров, особенно в части сельскохозяйственного сектора, требовало глубокой межведомственной проработки – проведения экономической оценки возможных последствий, выработки оптимальных сценариев тарифной либерализации.

Союз получил от Ирана уступки по достаточно разнообразной товарной номенклатуре. Они покрывают практически все ключевые товары экспортного интереса стран ЕАЭС, обеспечивая преференциальные условия доступа на иранский рынок по таким важным товарным группам, как зерновые, отдельные виды мяса (говядина и баранина), сливочное масло, кондитерские изделия, минеральная вода, фармацевтическая и металлургическая продукция, косметика, лесоматериалы, тракторы, автобусы.

В целом, по нашим подсчетам, уступки Ирана в пользу ЕАЭС в денежном выражении покроют объем торговли на $1 млрд.

Со стороны ЕАЭС преференции будут предоставляться таким товарам из Ирана, как отдельные виды овощей и фруктов, орехи, готовая пищевая продукция. Среди промышленных товаров можно выделить такие категории продукции, как нефтепродукты, строительные материалы, текстильная продукция.

Размер тарифной уступки варьируется от 25% до 100% от действующей ставки ввозного тарифа ЕАЭС в зависимости от категории товара. Такой диверсифицированный подход позволит обеспечить необходимый уровень тарифной защиты в отношении наиболее чувствительных товарных позиций.

 

Также на АЭФ было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Есть мнение, что этот документ не является соглашением о ЗСТ, а скорее меморандумом об улучшении и углублении отношений и снятии всех барьеров. Что даст соглашение на практике? Не останутся ли эти намерения чисто декларативными? Каковы основные условия соглашения? Какие китайские товары интересны ЕАЭС и Казахстану, а какие товары – Китаю? Каковы ваши ожидания по товарообороту в первый год, а также в среднесрочной и долгосрочной перспективах?

– При разработке соглашения мы изначально исходили из концепции максимально объемного "базового" торгового договора, стремясь, с одной стороны, обеспечить широкое покрытие гарантий соблюдения наших прав во взаимной торговле, с другой – соблюсти ограничения непреференциального статуса договора.

Соглашение создает широкий набор возможностей для стран ЕАЭС и направлено на защиту ряда ключевых интересов, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, прав потребителей в электронной торговле и прочего.

В целом по торговле товарами мы по стандартам ВТО получили для всего союза гарантии соблюдения горизонтального торгового режима на уровне режима наибольшего благоприятствования с другими членами ВТО. В соглашение, в частности, вошли положения о соблюдении стандартов национального режима и режима наибольшего благоприятствования, таможенной оценки.

Режимные положения инкорпорированы и в разделы по техническим барьерам и санитарным и фитосанитарным мерам. Заложена серьезная основа для дальнейшего заключения между ЕАЭС и Китаем секторальных соглашений, направленных на устранение технических барьеров в торговле между сторонами.

В сфере таможни создаются механизмы для содействия деловым кругам во взаимной торговле. Гарантии торгового режима находятся, по существу, на уровне соглашения об упрощении процедур торговли ВТО и идут несколько дальше в сфере сотрудничества по внедрению механизмов "единого окна", статуса и правил уполномоченных экономических операторов.

В разделе по интеллектуальной собственности мы уделили много внимания защите интересов правообладателей товарных знаков и знаков обслуживания, в частности, использующих их в сети интернет.

Определены положения для борьбы с торговлей контрафактной продукцией, предусмотрены горизонтальные правовые гарантии для широкого спектра объектов интеллектуальной собственности на уровне большинства современных торговых соглашений, что дает ЕАЭС серьезные правовые возможности в работе на одном из наиболее емких рынков для реализации нашей интеллектуальной собственности.

Также в соглашение вошли такие разделы, как "Конкуренция", "Государственные закупки", "Электронная торговля" и другое. В сфере электронной торговли благодаря соглашению будет повышен уровень защиты прав и интересов потребителей и их персональных данных, а также создана база для развития "безбумажной" торговли, обеспечена административная поддержка проектов в инновационных областях, таких как большие данные, лингвистические и аналитические технологии.

Впервые в нашей практике в соглашение удалось включить раздел, посвященный так называемому отраслевому сотрудничеству между ЕАЭС и Китаем. Тем самым мы заложили принципы, в соответствии с которыми страны намерены в будущем реализовывать кооперационные производственные и инфраструктурные проекты. Соответствующие договоренности являются прямым продолжением "интеграционных компетенций" ЕАЭС – наш бизнес получит новые общие площадки для реализации существенно более масштабных и интеграционно значимых проектов в различных областях – промышленном производстве, строительстве и эксплуатации инфраструктуры, создании технологий, ориентированных на глобальные рынки, и прочем.

 

Первым соглашением, предусматривающим установление преференциального режима торговли стран ЕАЭС с третьей страной, вне СНГ, стало соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Можете ли озвучить результаты сотрудничества, объемы товарооборота, расширение линейки взаимно интересных товаров?

– По итогам 2017 года объем торговли товарами между ЕАЭС и Вьетнамом составил $5,9 млрд, что больше аналогичного показателя за 2016 год на 36%. При этом импорт товаров из Вьетнама в ЕАЭС увеличился на 35% (с $2,7 млрд до $3,7 млрд), а экспорт во Вьетнам – на 40% (с $1,6 млрд до $2,3 млрд).

Преференциальный формат торговли позволил Вьетнаму стать ключевым торговым партнером для стран ЕАЭС в регионе АСЕАН.

Среди стран ЕАЭС максимальные положительные тенденции в торговле с Вьетнамом были зафиксированы у Казахстана – товарооборот между Казахстаном и Вьетнамом увеличился почти в два раза, достигнув отметки в $543 млн в 2017 году.

Оценивая чистый экономический эффект, можно отметить, что импорт товаров из Вьетнама в ЕАЭС, в отношении которых были предоставлены тарифные преференции, составил более $400 млн. В свою очередь, экспорт ЕАЭС, покрытый тарифными преференциями Вьетнама, представленными в рамках соглашения, составил $369 млн.

Из основных импортируемых из Вьетнама товаров после обнуления ввозных таможенных пошлин выросли поставки домашней обуви – на 17%, обуви с кожаным верхом – на 7%, обуви с верхом из резины или пластмассы – на 12%.

Кроме того, ЕАЭС смог начать поставки товаров, экспортный потенциал которых был ограничен действием вьетнамской ввозной таможенной пошлины. Так, за период действия соглашения начали поставляться пшеница, кукуруза, аккумуляторы и так далее.

В то же время продолжала активно развиваться торговля электроникой, в отношении которой в ЕАЭС продолжают сохраняться нулевые ставки пошлин. Речь идет о телефонных аппаратах и аппаратах для сотовой связи (рост себестоимости импорта увеличился на 51%), копировальных машинах и факсах (импорт увеличился на 189%), принтерах (рост импорта составил 32%) и пылесосах (19%).

 

Ранее сообщалось о возможном выходе на подписание соглашения о ЗСТ с Сингапуром к концу года – в силе ли эти планы? Какие товары взаимно интересны сторонам? С какими странами ведутся переговоры о ЗСТ? Ожидается ли в ближайшее время подписание новых соглашений? Если да, то с какими странами?

– Хочу отметить, что ЕАЭС является полноправным участником мировой экономики. Наш союз – это 180-миллионный рынок, на который стремятся попасть десятки стран и интеграционных объединений мира. Более 50 стран выразили интерес к сотрудничеству. В 2017 году темпы прироста торговли объединения с третьими странами составили 24,4%.

ЕЭК совместно со странами ЕАЭС ведет переговоры по заключению торговых соглашений и формирует повестку сотрудничества с крупнейшими экономиками мира – Китаем, Индией.

В течение 2015–2016 годов Высшим Евразийским экономическим советом были приняты решения о начале переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с рядом стран: Египтом, Израилем, Индией и Сингапуром.

Интерес к сотрудничеству с союзом проявил также ряд европейских государств, не являющихся членами Евросоюза, в том числе Сербия, Швейцария, Македония, Босния и Герцеговина.

С Израилем и Сербией на сегодняшний день проведен ряд переговорных раундов. Ожидается, что при необходимой гибкости всех участников переговоров соглашения с партнерами могут быть заключены в ближайшем будущем.

С Египтом и Индией проведены предварительные технические консультации, в рамках которых с партнерами были обсуждены общие подходы по содержанию как переговоров, так и планируемых соглашений. Первые переговорные раунды с этими странами запланированы во второй половине 2018 года.

Переговоры по заключению соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Сингапур начаты во второй половине 2017 года. Соглашение с Сингапуром также имеет свою особенность для нас. В его рамках планируется не только создание зоны свободной торговли товарами, но и переход на преференциальные условия торговли услугами.

За практически годовой период – с лета 2017 по май 2018 годов – проведено три раунда переговоров. В этом году запланировано еще ряд встреч. Могу отметить, что обе стороны нацелены на их эффективное проведение и достижение максимального результата. В то же время говорить о том, насколько ЕАЭС и Сингапур близки к завершению переговоров, думаю, можно будет ближе к осени.

Все новые соглашения о сотрудничестве с третьими странами, в том числе ЗСТ, будут создавать условия для диверсификации структуры торговли, предоставления более благоприятных условий для деятельности компаний из стран ЕАЭС на иностранных рынках, помогать привлекать новые инвестиции в государства союза.

 

Много говорилось и говорится про маркировку и прослеживаемость товарных потоков в ЕАЭС. Работает ли уже эта система? Какие преимущества даст запуск такой системы?

– Единая система маркировки товаров, создаваемая в странах Евразийского экономического союза, предназначена, в первую очередь, для борьбы с нелегальным оборотом товаров, в том числе с контрафактом, фальсификатом, "серыми" производителями. В свое время протестировать проект в пилотном режиме было решено на шубах и других изделиях из меха, где доля нелегального оборота оценивалась примерно в 70-80%.

Итоги первого года реализации проекта по маркировке изделий из натурального меха оказались для нас даже более значимыми, чем мы могли ожидать. Так, за первый год действия пилотного проекта стоимостной объем легального оборота товаров вырос почти в семь раз, что значительно превышает прогнозы экспертов рынка о его двукратном увеличении. Это при том, что проект сегодня реализуется в полном объеме только в Белоруссии, России и Казахстане.

С другой стороны, не менее важно то, что реализация пилотного проекта позволила всесторонне апробировать и изучить действие системы маркировки, оценить преимущества и недостатки этой модели, выявить узкие места в нормативной правовой базе. С учетом этого было подготовлено и подписано новое соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. В планах – внедрение системы маркировки для лекарственных средств, табачной продукции, ювелирных изделий, обуви. При этом, например, основной целью маркировки лекарственных средств является не борьба с незаконным оборотом, а обеспечение защиты граждан от недоброкачественной, фальсифицированной продукции, прозрачности поставок в медицинские учреждения.

Уверена, что для добросовестного бизнеса выгоды очевидны. Это и выравнивание конкурентных условий, и рост доверия потребителя к продукции. Современные методы маркировки позволяют использовать уже существующие бизнес-процессы в логистике, складских операциях. В то же самое время накапливаемые в информационных системах маркировки сведения могут быть также использованы предпринимателями для совершенствования своей бизнес-стратегии. Конечно, основными опасениями делового сообщества являются возможные затраты на внедрение системы маркировки, переоснащение предприятий. Здесь важно уметь принимать компромиссные решения, необходимо дифференцированно подходить к выбору методов и средств идентификации товаров для обеспечения применения маркировки на социально значимые и недорогие товары.

Что касается прослеживаемости товаров, то маркировка средствами идентификации в полной мере позволяет реализовать этот процесс, при этом может регулироваться глубина такой прослеживаемости путем установления требований о передаче сведений в информационную систему маркировки к различным субъектам оборота товаров. В соответствии с соглашением о маркировки товаров средствами идентификации в обязательном порядке предусмотрены требования о передаче сведений от импортера и производителя, а также в случае трансграничной торговли в союзе. Установление иного требования – право каждого государства-члена ЕАЭС.

 

- Спасибо за интервью!


Май, 2018
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close