Обновлено: 20.04.2024, 11:49 (АСТ)

Министр национальной экономики Казахстана Тимур СУЛЕЙМЕНОВ:
НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ЧТО ЭКОНОМИКА КАЗАХСТАНА МОЖЕТ ДОСТИЧЬ ЧУТЬ БОЛЕЕ 4%-НОГО РОСТА ВВП ПО ИТОГАМ 2017 ГОДА


О достижениях главного экономического ведомства страны за 2017 год, а также о возможных вызовах и рисках для экономики Казахстана в предстоящем 2018 году в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал министр национальной экономики Казахстана Тимур СУЛЕЙМЕНОВ.

 

- Тимур Муратович, президент Казахстана поставил задачу достичь по итогам 2017 года 4%-го роста ВВП? За счет чего планируется достичь этой цифры? Внес ли Кашаган свою лепту в эти данные?

- Конечно, заслуга Кашагана есть, и заслуга немалая, об этом не стоит умалчивать. Мы четко понимаем, что Кашаган нам сильно помог с точки зрения добычи, он перевыполнил на 46% свой план: при плане 5 млн тонн извлечено 7,3 млн. В целом, вклад Кашагана как фактора производства ВВП он очень значим - порядка чуть меньше процента. Поэтому, да, мы признаем, это так и есть.

Но, тем не менее, мы планируем рост на 4% и негорнорудный сектор там обеспечил большую часть, где-то 2,5%. Горнорудный сектор – это нефтянка, твердые полезные ископаемые, примерно 1,5%. Все остальное – это ненефтяной сектор, это наши услуги, транспортно- логистические услуги, торговля, отрасли образования, медицины, промышленность, обрабатывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность у нас тоже приросла очень неплохо - на 7%, отдельные отрасли обрабатывающей промышленности у нас росли рекордными темпами. Фармацевтическая отрасль выросла на 42%, мебельная промышленность - на 9,8%, легкая - на 8,1% и так далее. То есть, рост необрабатывающей промышленности у нас тоже был значительным.

Если вы будете спрашивать по декабрю, мы ожидаем первое: на фоне улучшившейся конъюнктуры на нефть, по декабрю она составит в среднем 62-63 доллара за баррель. Был большой объем добычи - порядка 8-9 млн тонн нефти.

Ясно, что торговля в предновогодний период активизируется. А торговля - это у нас не меньше, чем весь горнорудный сектор (порядка 18% в структуре ВВП).

Мы видим определенную тенденцию, что в строительстве крупные объекты завершаются по итогам года. Надеемся, что все бюджетные процедуры, процедуры завершения государственных закупок до 31 декабря 2017 года будут закончены, и мы увидим определенный рост в строительстве. Потому что пока строительство по итогам 11 месяцев давало небольшой рост, несмотря на реализацию госпрограмм "Нурлы Жер", "Нурлы Жол". Как показал анализ, имелись некоторые недоработки в документациях объектов на местах, непозволяющих ввести в эксплуатацию готовые строительные объекты. Мы ожидаем, что до 31 декабря все эти процедуры будут завершены и строительная сфера покажет рост.

Таким образом, горнорудная сфера, торговля, строительство, транспорт и логистика – это будут те сектора, по которым в декабре будет значительный рост, и по итогам года мы достигнем 4% роста ВВП и, может быть, даже чуть выше.

 

- Каков Ваш прогноз ВВП на 2018 год?

- Наш прогноз на 2018 год чуть скромнее, где-то прогнозируем 3,1%. Во-первых, мы подошли достаточно консервативно к цене на нефть. Мы в макропрогнозе и бюджетных параметрах заложили 45 долларов за баррель, но, как вы знаете, мы это утверждаем где-то в августе-сентябре. Соответственно, на тот момент ценовая конъюнктура была не такая как сейчас, была порядка 50-52. Сейчас 62, и надо будет смотреть насколько это устойчиво. Поэтому 45 долларов за баррель – это однозначно, на чем мы пока будем стоять. Если будет макроэкономика, внешние факторы подсказывать нечто иное, всегда на уточнении бюджета мы можем макропрогноз скорректировать. Так вот, исходя из 45 долларов, исходя из других факторов межотраслевого баланса, мы видим, что 3,1% - это нормальная ситуация, когда мы растем на базе 4% роста в 2017 году.

 

- С какими вызовами/рисками может столкнуться экономика Казахстана в 2018 году?

- Понятно, что присутствует определенная нестабильность цены на нефть.

Второе – есть фактор нестабильности в экономической ситуации в сопредельных государствах, я говорю больше о России, имея в виду не только санкции, но и курс рубля.

Из крупных вызовов, мы надеемся, что протекционистские определенные высказывания, которые звучат в США, не претворятся в жизнь, и мы не увидим никаких торговых осложнений, валютных войн со стороны крупных гегемонов мировой экономики США и Китая. Если это случится, конечно, это сильно будет влиять с одной стороны на доллар, с другой стороны на юань, на торговлю, соответственно, будет давление на нас, как на рынок и с валютной точки зрения, и с товарной точки зрения, и инвестиционной. Эти крупные вещи нас тоже волнуют.

Вызовы – это, конечно, продолжить диверсификацию экономики, обеспечить реализацию инвестиционной стратегии, экспортной стратегии. Будет первый год реализации "Цифрового Казахстана". Мы должны уже от слов переходить к делу, обеспечить широкополосный доступ в интернет, который будет реализован по принципу государственного частного партнерства. Посмотрим, как будет реализовываться этот проект ГЧП, он и по сумме значим, а по экономическому эффекту еще более значим.

Ожидается полноценная готовность Международного финансового центра "Астана" к первым транзакциям. Первый год, конечно, не стоит ожидать огромного взрывного роста и влияния на ВРП, ВНП, но, тем не менее, именно институциональный, концептуальный эффект на юридическую систему нашей страны, на инвестиционный климат, на бизнес-климат, на экономику хотелось бы увидеть.

С большим нетерпением ждем запуска МФЦА, первых эмитентов, первых профессиональных участников, может быть даже первого судебного разбирательства. Иногда хочется все протестировать на практике. Если МФЦА полноценно заработает, и мы докажем, что на территории Казахстана могут работать люди в рамках английского права и получать 100% все, что им было гарантировано, при этом, не ходя ни в какие арбитражи в Стокгольме, Вашингтоне, это очень хороший сигнал для инвесторов.

 

- Планирует ли Казахстан внешние займы? Если да, то будут ли они направлены на новые проекты или рефинансирование каких-то текущих займов?

- Был создан координационный совет по реализации рамочных соглашений о партнерстве между правительством и международными финансовыми организациями. Председательствует в этом совете премьер-министр Казахстана. В рамках этого координационного совета рассматриваются новые и обсуждается ход реализации ранее одобренных проектов с международными финансовыми организациями, в частности с МБРР, ЕБРР, АБР, ИБР.

Так, советом на 2017-2020 годы был одобрен пул проектов, планируемых к финансированию за счет привлечения правительственных и гарантированных государством займов на общую сумму порядка $9,1 млрд.

Данные проекты направлены на реализацию программных документов, в том числе госпрограммы "Нурлы жол", и других стратегически важных проектов по модернизации муниципальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию сельского хозяйства, социальной модернизации и т.д.

Министерством финансов на постоянной основе ведется работа по оптимизации структуры долга и его обслуживания, в том числе по досрочному погашению, реструктуризации и рефинансированию долга, а также по управлению рисками заимствования.

 

- Каких результатов, по Вашему мнению, удалось достичь министерству нацэкономики в 2017 году?

- В копилку результатов страны можно записать достижение 4%-го роста ВВП по итогам 2017 года. Это почти в четыре раза перекрывает показатель 2016 года. Это очень неплохо и создает хорошую основу для будущего развития.

Что касается работы, на которую непосредственно мы, как министерство нацэкономики, влияем каждый день не опосредованно и напрямую, я бы, наверное, выделил по степени важности Налоговый кодекс. Документ был разработан нашим министерством совместно с рабочей группой, был одобрен недавно президентом страны. Это огромный документ, системный, концептуальный, который влияет на всех и каждого, потому что все мы знаем, что неизбежны две вещи – смерть и налоги. Любое государство, любое правительство всегда находится в поиске этого оптимального баланса между интересами бюджета, граждан и бизнеса. Соответственно, возьмешь мало – не сможешь обеспечить какой-то минимальный уровень жизни социально-уязвимых слоев населения, оборону границ, охрану общественного порядка и другие общегосударственные задачи. Возьмешь много – задушишь предпринимательскую инициативу, либо будешь негативно влиять на граждан и снижать их покупательную способность, располагаемые доходы. Поэтому выработка этого баланса очень непростая вещь. (...) Предложения, которые нами выработаны, были поддержаны и другими госорганами, правительством, согласованы с администрацией, проведены через обе палаты и одобрены президентом, и это говорит о том, что на данном историческом отрезке мы этот баланс смогли найти. Это была скрупулезная работа, в нее напрямую был вовлечен бизнес и не только "Атамекен", но и отраслевые ассоциации. Поэтому я однозначно Налоговый кодекс отношу к достижениям номер один нашего министерства в 2017 году.

Второй по значимости тоже кодекс – Таможенный. Понятно, что он менее значим, чем Налоговый, но, тем не менее, мы государство, которое не имеет выхода к морю и, соответственно, должны стремиться создавать максимально удобные условия для пересечения своей границы и достижения максимума в своем транзитном торговом потенциале. Без нормально функционирующей таможенной системы, никакая физическая инфраструктура не заработает. Можно построить первоклассные железные дороги, автострады и так далее, но если у тебя будут старые нормы, которые регулируют пересечение границ, товаров, заполнение деклараций, таможенный режим, таможенный контроль и т.д., тогда ничего не будет работать. (...) Значимость Таможенного кодекса очень высока также и с той позиции, что нам, с одной стороны, нужно реализовать транзитный потенциал, а с другой стороны, не потерять инструменты контроля за контрабандой и тому подобными вещами. Поэтому национальный Таможенный кодекс для нашего ведомства - документ номер два. Мы смогли его сделать хорошим, современным, очень конкурентоспособным даже по сравнению с Таможенным кодексом ЕврАзЭС. Мы смотрели на то, что делают наши коллеги в других четырех государствах и хотели сделать свой национальный кодекс лучше, более, как говорится "business oriented", "business-friendly". Я убежден, что нам это удалось.

В уходящем году министерством нацэкономики был разработан "Стратегический план развития до 2025". Сейчас этот документ одобрен правительством и находится на согласовании в администрации президента. Это ключевой документ системы госпланирования, который представляет собой среднесрочный план развития в реализацию долгосрочной стратегии "Казахстан-2050" на пути вхождения страны в 30-ку развитых стран. (…)

Надеемся, что в ближайшее время глава государства его одобрит и в начале 2018 года у нас будет четкая, понятная карта не только по экономическим, технологическим, производственным, но и по социальным, по институциональным вещам - как нам идти, как нам двигаться до 2025 года. Так как мы были разработчиком, курировали этот документ, я возглавлял рабочую группу, то считаю, что можно отнести его к достижениям нашего министерства в 2017 году.

В уходящем году мы также разработали большой законопроект по дерегулированию бизнеса (проект закона по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности – ИФ-К). Он действительно получился у нас комплексный, и мы называем его "кардиналка", потому что он связан с кардинальным улучшением осуществления бизнеса в Казахстане. Мы, наверное, впервые посмотрели на упрощение бизнес-среды не только с точки зрения дерегулирования. Потому что стандартная логика всегда была такая – срезать надзорные контрольные функции, срезать лицензионно-разрешительные функции и этого достаточно, чтобы бизнес развился. На самом деле практика показывает, что есть большое количество других вещей, которые напрямую влияют на бизнес. (...) Мы посмотрели с этой точки зрения, выбрали эти узкие места и подготовили законопроект, который их расшивает. Среди новелл законопроекта также реформирование информационных инструментов. Порядка 1200 информационных инструментов на данный момент у нас существует. В этом законе мы посмотрели, какие из них нужны, какие не нужны и закрепили исчерпывающий перечень. Сам этот перечень мы хотим сократить на 30%. Это большой закон, порядка 1200 позиций, в 113 законов вносятся изменения, в 13 кодексов. В начале года будем очень плотно работать над ним. Надеемся, так как закон хороший, положительный, был разработан по поручению главы государства, парламент нас поддержит, и мы сможем его быстро и эффективно реализовать.

Летом этого года был принят закон по вопросам развития местного самоуправления, предусматривающий внедрение самостоятельного бюджета с 1 января 2018 года на уровне сельского округа с численностью населения свыше 2 тысяч человек, а с 1 января 2020 года – повсеместно. Со следующего года акимы сел, поселков будут иметь свои собственные бюджеты, собственную расходную часть и собственную доходную часть. Семь видов налога у них будет оставаться, плюс у них будут оставаться определенные штрафы, аренда, доходы от продажи имущества местного самоуправления и так далее. То есть, у акима села появится полноценный бюджет. Соответственно, он сможет многие вещи решать на своем уровне самостоятельно, не ориентируясь и не ходя за каждым движением к акиму района. И он будет нести ответственность перед собранием местного сообщества, сходом местного сообщества. На наш взгляд, этот закон - движение к тому, чтобы местные вопросы решались на местах.

Помимо этого, мы в этом году написали экспортную стратегию, это крайне важно. Потому что этот документ определяет как экспортировать, куда экспортировать, какие инструменты для этого использовать.

Мы провели неделю Евразии с ОЭСР. Мы добились продления страновой программы. Стоит отметить, что у ОЭСР нет программ страновых ни с кем в Центральной Азии, Азии. Они не работают с теми, где они не видят перспективу. А с нами они страновую программу: а) подписали и б) в этом году мы добились ее продления.

 

- Спасибо за интервью!


Декабрь, 2017
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close