Обновлено: 19.04.2024, 21:57 (АСТ)

Директор представительства АБР в Казахстане Джованни КАПАННЕЛЛИ:
АБР РАСШИРЯЕТ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С КАЗАХСТАНОМ


Азиатский банк развития готовит новую страновую стратегию партнерства для Казахстана на 2017-2021 годы. О том, в каких сферах банк сосредоточит свою деятельность в Казахстане в этот период, агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал глава представительства АБР в республике Джованни КАПАННЕЛЛИ.

 

- Г-н Капаннелли, вы ранее говорили, что в этом году планируется утвердить новую страновую cтратегию партнерства для Казахстана на 2017-2021 годы. Какие ее ключевые моменты? Чем она будет отличаться от предыдущей?

- В последние годы деятельность АБР в Казахстане была сфокусирована на транспортном секторе и финансовой поддержке МСБ. Также нами предоставлялась техническая помощь в других секторах. Когда мы начали обсуждать нашу стратегию с правительством, то поняли, что необходимо значительно расширять нашу деятельность, возможно, также оказывая наше содействие стране в другой форме. Запросы Казахстана, как страны с доходом выше среднего, становятся более взыскательными.

В краткосрочной перспективе наша деятельность будет опираться на недавно объявленную "Третью модернизацию Казахстана", а в долгосрочной перспективе мы будем согласовывать нашу помощь со Стратегией 2050 и международными обязательствами Казахстана в рамках целей устойчивого развития. Одна из сфер, в которой мы планируем значительно расширить свою работу, – это кластер, который включает в себя системы управления водными ресурсами, ирригацию, развитие сельского хозяйства и агробизнес. Мы готовим новый проект по восстановлению основных ирригационных каналов в пяти областях, который является частью государственной стратегии по восстановлению 60 тысяч километров подобных ирригационных каналов по всей стране. Правительство разделило работу между международными финансовыми институтами, и АБР было предложено рассмотреть возможность содействия пяти областям. Таким образом, одно из направлений – это ирригация, которая связана с развитием сельского хозяйства и агробизнеса. Также мы рассматриваем вопрос оказания поддержки кооперативам, как с точки зрения вопросов производства, так и маркетинга и создания цепи поставок. Вот примеры инвестиционных проектов, планируемых в рамках нашей новой страновой стратегии партнерства.

Что касается поддержки в области знаний, на данный момент мы проводим исследование с целью оказания содействия в определении направлений экономической диверсификации. Как мы знаем, макроэкономическая устойчивость пошатнулась, и экономика нуждается в диверсификации. Мы уже начали данное диагностическое исследование, основной фокус которого - поиск возможностей в сельскохозяйственном секторе. Как вам известно, у нашего представительства два офиса – в городах Астана и Алматы. Алматы является стратегическим и логистическим центром Центральной Азии. Мы осуществляем аналогичную проектную деятельность в соседних странах, таких как Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, и в ней имеется много сходств. Таким образом, мы хотим создать на базе офиса в Алматы региональный хаб знаний, ориентированный на кластер, включающий такие сферы как системы управления водными ресурсами, ирригацию, городское водоснабжение и водоотведение, а также развитие сельского хозяйства и агробизнес. Мы подписали меморандум о взаимопонимании с Казахским национальным аграрным университетом, а также в нашем головном офисе в Маниле группа сотрудников ведёт работу в области водной безопасности и систем управления водными ресурсами. Мы собираемся, с одной стороны, предоставлять инвестиции, а с другой - знания.

Еще один рассматриваемый нами сектор - это здравоохранение. В настоящее время наша работа сфокусирована на вопросах первичной медицинской помощи в рамках государственно-частного партнерства. В некоторых областях страны мы уже провели определённые исследования для анализа того, где мы можем оказать наиболее эффективную помощь, например, в создании поликлиник. Предполагается, что новый проект в области первичной медико-санитарной помощи поможет решить ряд вопросов, в том числе в устранении определённого неравенства на уровне регионов. На уровне областей предлагаемые возможности и услуги в этой сфере меньше по масштабу, чем в крупных городах, таких как Астана и Алматы. Таким образом, наличие поликлиник первичной медико-санитарной помощи поможет в решении данного вопроса, но кроме этого будет способствовать развитию частного сектора. Сейчас очень много говорится о ГЧП. На отраслевом уровне в ходе обсуждений с правительством предлагалось рассмотреть возможности для ГЧП в сфере здравоохранения и образования. С данных секторов мы можем начать и затем распространить наработанный опыт на другие сферы.

Также мы рассматриваем возможные проекты в области муниципальных услуг, куда входят водоснабжение и водоотведение, управление сточными водами, системы теплоснабжения и городской транспорт. Согласно оценочным данным, 67% муниципальной инфраструктуры подлежит модернизации. Многие объекты инфраструктуры были построены в советский период и в настоящий момент демонстрируют сниженную эффективность. Состояние инфраструктуры не соответствует тому уровню услуг, который правительство хотело бы предоставлять населению Казахстана. Однако имеются некоторые трудности в отношении финансовой модели проектов. Предоставление займов непосредственно местным коммунальным предприятиям на уровне региона является сложным. Очевидно, также существует ряд вопросов с тарификацией - как вы знаете, стоимость услуг высока и субсидируется государством. У АБР накоплен хороший опыт в данном направлении в других странах; к примеру, наш опыт в Камбодже показал, что как только вы повышаете качество предоставляемых услуг, население готово платить за них немного больше. Через десять лет при поддержке АБР ситуация с предоставлением услуг в области водоснабжения в Пномпень кардинально изменилась в лучшую сторону.

Мы работаем над финансовой моделью данных проектов. Некоторые регионы очень заинтересованы в реализации проектов ГЧП, хотя достаточно сложно подготовить рентабельный проект. До сих пор для частного сектора стоимость кредитных ресурсов высока. Для снижения стоимости кредитования мы рассматриваем возможность комбинирования источников финансирования, куда будут входить как государственное финансирование, так и частное. После того, как мы определимся с моделью, можно будет решать вопрос тарификации.

Мы также рассматриваем возможности в секторе энергетики. Говоря откровенно, когда я начал свою работу здесь, я был весьма удивлен тем, что у нас нет проектов в секторе энергетики. Я говорю это исходя из того, что займы в области энергетики составляют почти треть общего портфеля АБР. Объём операций АБР за прошлый год составил $30 миллиардов, из которых $9 миллиардов приходится на сектор энергетики. Очевидно, в области энергетики частный капитал является стратегически важным для Казахстана, но все же, мы видим ряд возможностей, например, в области сетей электропередач. Мы уделяем особое внимание возобновляемым источникам энергии и предоставляем гранты технической помощи правительству. В рамках одного их них оказывается содействие в изучении вопроса введения правительством системы аукционов с целью продвижения финансирования возобновляемых источников энергии. В рамках второго оказывается содействие в интеграции ВИЭ в национальные электросети посредством предоставления программного обеспечения и технологий. В реализации данных проектов технической помощи мы сотрудничаем с Министерством энергетики и KEGOC.

Как вы заметили, мы стараемся найти пути эффективного взаимодействия с Казахстаном, как со страной с уровнем дохода выше среднего, которая играет важную роль в Центральной Азии.


 

- Когда данная стратегия будет одобрена?

- Стратегия будет вынесена на обсуждение Совета Директоров АБР в конце августа. Мы уже обсудили проект стратегии с государственными ведомствами, научными кругами, местными аналитическими центрами и НПО. Стратегия будет также обсуждаться с руководством АБР. Помимо этого, она будет прорецензирована внешним экспертом в Казахстане. Мы постараемся отразить мнения всех заинтересованных сторон, доработаем документ и надеемся завершить работу в ближайшие месяцы.


 

- АБР регулярно предоставляет Казахстану займы для поддержки микро, малых и средних предприятий (ММСП). Например, в прошлом году АБР предоставил $200 миллионов фонду развития предпринимательства "Даму". Будет ли АБР продолжать сотрудничество с Казахстаном в этом направлении? Насколько оно эффективно? Есть ли у АБР какие-то целевые показатели для оценки таких проектов?

- В целом, АБР предоставил около $500 миллионов через фонд "Даму" в рамках программы поддержки МСП. Как вы отметили, в прошлом году был одобрен новый проект на $200 миллионов, однако эти средства ещё не были предоставлены. Из $500 миллионов, предоставленных в виде трех траншей и дополнительного финансирования, первый транш в размере $150 миллионов был уже закрыт и средства возвращены АБР. Я могу предоставить некоторые цифры по результатам реализации первого транша и объяснить, по каким индикаторам мы оцениваем результаты всей программы.

Кредитная линия первого транша была полностью освоена посредством предоставления 5707 кредитов, причем средства были использованы повторно для финансирования МСП. Более 70% средств получили МСП в областях за пределами Астаны и Алматы. Около 30% средств первого транша нашей программы были предоставлены женщинам-предпринимателям, как и планировалось.

Зачастую индикаторами оценки эффективности таких программ выступают сумма уплаченных налогов и созданные рабочие места. По состоянию на 1 февраля 2017 года в рамках реализации первого и второго транша программы было уплачено 38,7 миллиардов тенге в виде налогов и создано 3400 рабочих мест.

Говоря обо всей программе, окончание которой планируется примерно к 2018 году, в нашей структуре дизайна и мониторинга проектов предусмотрен ряд индикаторов, в отношении которых оценка будет проводиться после завершения всего проекта. Они включают в себя ряд показателей, такие как вклад МСП в ВВП, увеличение занятости на них, доступ предприятий к среднесрочному финансированию, а также увеличение количества женщин-предпринимателей среди заемщиков. По этим показателям мы уже сейчас наблюдаем положительную динамику.

Однако нам также необходимы качественные показатели. По этой причине мы проводим опросы среди бенефициаров программы с целью определения того, насколько им помогло предоставленное в рамках программы финансирование.

Одна из компаний, получивших финансирование в рамках нашей программы, - производитель мороженого "Бамбино", у которой, кстати, есть филиал в Пекине. Я рад, что мы смогли помочь предпринимателю в развитии его бизнеса. Тем не менее, я вижу, что необходимо проводить больше работы в данном направлении. Контейнеры из пенопласта для мороженого, пластиковые ложки и множество других товаров, используемых этой компанией, импортируются из Италии. Почему эти товары не могут производиться здесь? Нам необходимо помочь предпринимателям инвестировать в различные сектора для замещения импорта.


 

- Вы упомянули партнерство в секторе здравоохранения. В декабре вы подписали соглашение по услугам консультативного сопровождения концессионного проекта строительства больницы в Караганде. В чем суть данного соглашения?

- Да, мы предоставляем услуги правительству в структурировании потенциального проекта ГЧП "Строительство и эксплуатация больницы при Карагандинском медицинском университете" с целью привлечения частных инвесторов. Мы уже начали работать на этим. Три года назад в АБР был создан офис государственно-частного партнёрства, и наши эксперты в Маниле работают над подготовкой всей документации, необходимой для проведения тендера по данному проекту. Как только тендер будет проведён и определится инвестор, предоставление наших услуг будет завершено.


 

- Не могли бы вы дать обзор портфеля АБР на данный момент?

- В настоящее время наш активный портфель составляет около одного миллиарда долларов. Наши проекты реализуются в двух секторах: транспортный и финансовый.

Последние два проекта мы одобрили в 2016. Один из них направлен на поддержку МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей. Особое внимание в проекте будет уделяться МСП в сельской местности и развитию женского предпринимательства. Средства будут направлены через фонд "Даму", который предоставит средства бизнесу через микрофинансовые организации и местные банки. Финансирование будет предоставлено в тенге с целью минимизации валютных рисков. Поддержка АБР позволит предприятиям получить доступ к финансированию для пополнения оборотного капитала, инвестирования в производственные технологии и развитие бизнеса, тем самым способствуя обеспечению занятости, экономической стабильности и диверсификации. Мы также добавили эффективную систему обратной связи для бенефициаров нашей программы.

Второй проект, одобренный в прошлом году, - это реконструкция автодороги Актобе-Макат на $240,3 млн, который включает 299 км участка дороги в западной части страны и внедрение современной транспортной информационной системы для повышения безопасности дорожного движения и логистической эффективности. Это также поможет в создании эффективной транспортной связи между Астаной и городами Актобе и Атырау, а также с единственным в стране международным морским портом Актау. Данная автотрасса является частью коридора, соединяющего Казахстан с Азербайджаном и Европой на западе, с Российской Федерацией на севере и с Туркменистаном на юге. Таким образом, ожидается, что проект внесет значительный вклад в обеспечения связуемости на уровне всего региона, а также будет способствовать усилению роли Казахстана в качестве регионального хаба в Центральной Азии.


 

- Спасибо за интервью!


Май, 2017
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close