Обновлено: 19.11.2018, 14:08 (АСТ)

Посол США в Казахстане Джордж КРОЛ:
ПОЛИТИКА США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВРЯД ЛИ ИЗМЕНИТСЯ С ПРИХОДОМ ТРАМПА


В этом году исполняется 25 лет с момента установления дипломатических отношений между Казахстаном и США. О приоритетах политики США в Центральной Азии и о том, какие секторы казахстанской экономики интересны американским инвесторам, агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал чрезвычайный и полномочный посол США в Казахстане Джордж КРОЛ.

 

- Господин Крол, ранее на пресс-конференции в Астане заместитель госсекретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Сара Сьюэлл заявила, что Вашингтон готов сотрудничать с Казахстаном в сфере борьбы с терроризмом. По каким именно направлениям в этой сфере США готовы работать совместно с Казахстаном?

- Угроза терроризма - это, очевидно, общая угроза, с которой сталкиваемся мы все, и Соединенные Штаты, и Казахстан. Мы понимаем важность этого вопроса для правительства и народа Казахстана, особенно учитывая некоторые инциденты в вашей стране в этом году. Мы совместно работаем в глобальной сфере противодействия насильственному экстремизму. В частности, касательно борьбы с ДАИШ, Казахстан принял участие в рабочих группах коалиции, в которую входит ряд стран, заинтересованных в борьбе с феноменом ДАИШ. Кроме того, правительства Казахстана и США постоянно проводят совместные консультации, где мы делимся информацией о террористических угрозах, об угрозах, которые могут предотвратить оба государства. Таким образом, это - продолжающийся процесс между двумя странами.

Мы также обсуждаем способы обмена опытом между США и Казахстаном о противодействии идеологии экстремизма и радикализма в обществе. Это - очень чувствительный вопрос для любого общества, потому что, конечно, мы хотим защитить права и свободы нашего народа, это гарантируется и Конституцией США, и Конституцией Казахстана. И в то же время, мы хотим предупредить людей, что мы хотим не допустить, чтобы одни люди предприняли насильственные действия в отношении других. Мы обсуждаем опыт наших стран в этой деятельности. Например, у нас были консультации с новым министерством по делам религий и гражданского общества, Советом безопасности Казахстана. Казахстан с большим интересом изучает этот опыт.

Кроме того, мы тесно работаем по предотвращению незаконного оборота наркотиков. Мы учимся друг у друга. Например, как наркоторговцы используют незаконные финансовые механизмы, чтобы отмывать деньги. Террористы делают то же самое. Мы можем использовать этот опыт не только в расследованиях по отмыванию денег, но и в расследованиях касательно финансирования терроризма. Также мы работаем с собаками, учим их находить наркотики. Те же собаки могут искать взрывчатые вещества. Это - практические направления, по которым мы вместе работаем.

 

- Как в целом Вы оцениваете меры, предпринимаемые Казахстаном, в сфере борьбы с современными угрозами?

- Мы так же учимся у Казахстана, как и Казахстан учится из нашего опыта. По мере того, как Казахстан разрабатывает свое законодательство, ваше правительство старается балансировать между свободами людей и бдительностью, которая необходима в работе органов правопорядка. У США был опыт после терактов 11 сентября, когда были приняты законы, о которых были споры в обществе. Но сейчас мы сталкиваемся уже с другими угрозами. Мы делимся опытом, и надеемся, что и Казахстана, и у нас получится найти баланс между защитой одновременно прав и жизней людей.

 

- Госсекретарь Джон Керри на встрече с главами МИД стран ЦА в формате С5+1 в начале августа предложил инициировать диалог с Глобальным антитеррористическим форумом, чтобы помочь Центральной Азии в борьбе с террористическими группировками. На каком этапе находится данный вопрос?

- Это - один из пяти проектов, о реализации которых договорились эти 6 стран. Сейчас идет работа по обсуждению формата работы по данному направлению среди пяти центральноазиатских стран. Планируется, что диалог будет запущен очень скоро. Надеемся, что Казахстан и другие страны Центральной Азии воспользуются этой площадкой, чтобы поделиться своим опытом и соображениями о том, как мы можем реагировать на угрозу терроризма и, возможно, подготовить региональный и глобальный согласованный ответ.

 

- Почему страны НАТО и, в первую очередь, Соединенные Штаты не считают нужным согласовывать со странами ОДКБ вопрос наращивания систем ПРО вдоль границ зоны ответственности ОДКБ?

- Соединенные Штаты нашли нужным попытаться согласовать с Российской Федерацией вопрос размещения систем ПРО в странах Восточной Европы, которые являются членами НАТО. Мы много раз предлагали даже создать общий штаб, центр с Российской Федерацией, чтобы мониторить эти объекты, в качестве партнеров, а не противников. К сожалению, наши коллеги в Российской Федерации не согласились это сделать. Даже совет Россия-НАТО пытался вынести этот вопрос на обсуждение, чтобы позволить Российской Федерации быть частью этой операции.

Эти системы ПРО - это защита, а не нападение. Эти системы ни в какой мере не направлены против Российской Федерации, или других стран-членов ОДКБ. Мы обсуждали данный вопрос отдельно с каждой из стран, которые могли быть заинтересованы в этом вопросе. Здесь нечего скрывать. Насколько я знаю, ни одна из других стран ОДКБ не выразила обеспокоенности Соединенным Штатам или НАТО по этому вопросу. Вопросы по размещению этих систем возникали только у Белоруссии, но белорусы получили объяснения, что это исключительно защитное средство, а не средство для нападения. Оно не должно угрожать безопасности их страны. Наоборот, это будет способствовать повышению безопасности. Мы не находимся во враждебных отношениях ни с одной из стран-членов ОДКБ. Мы не думаем, что какая-либо из этих стран будет атаковать США или страны НАТО. Беспокойство вызывала возможная угроза на Ближнем Востоке, где ситуация такова, что могут быть запущены баллистические ракеты, и, следовательно, в качестве реакции на эту угрозу и была создана система ПРО.

 

- Имеете в виду Иран?

- Да, Иран является одной из причин для беспокойства для Соединенных Штатов и других стран. Там проходили испытания ракет, и другие подобные вещи. То есть, существует программа по разработке баллистических ракет в стране, которая находится по соседству и с Европой, и с Центральной Азией, и Российской Федерацией.

 

- Перейдем к вопросам присутствия США в Центральной Азии. Как вы считаете, может ли измениться политика США в отношении ЦА с приходом администрации Дональда Трампа?

- Конечно, пока новая администрация не начала работу, мы не знаем, какие у нее будут приоритеты. То, что говорилось во время предвыборной кампании - это одно, однако новая администрация "встанет на ноги" только после инаугурации. Насколько мне позволяет судить мой опыт по итогам других смен администраций, особенно в плане Центральной Азии, я не думаю, что многое поменяется в американской политике в регионе, и в каждой из стран региона. Казахстан останется стратегическим партнером Соединенных Штатов. В Казахстане присутствует значительный объем инвестиций из США, в частности, в энергетическом секторе. США и Казахстан будут присутствовать вместе в Совете безопасности ООН в следующем году. Кроме того, как я упоминал ранее, существует масса вопросов, по которым мы работаем совместно с Казахстаном. Это - проблема экстремизма и радикализма не только в регионе, но и во всем мире, нераспространение ядерного оружия. Кроме того, Соединенные Штаты планируют обустроить свой павильон на ЭКСПО-2017, я уверен в этом. Я думаю, во всех сферах: и в наших экономических связях, и в вопросах безопасности, и в том, что касается политических отношений и культурного обмена наше сотрудничество продолжится. Это - долгосрочные проекты, к которым у нас долгосрочный общий интерес, и я не вижу, что что-либо из этого поменяется с приходом новой администрации. Как сказал недавно избранный президент Трамп, он открыт для сотрудничества, а не противостояния. Мы заинтересованы в стабильности, в экономическом развитии региона. Конечно же, мы хотим, чтобы американские компании были частью экономического развития Центральной Азии, и получали выгоду в результате экономического роста и культурных связей.

 

- В Казахстане американские компании присутствуют в основном в энергетическом секторе. В каких еще отраслях экономики вы видите потенциал для сотрудничества?

- На недавней конференции, посвященной 25-летию независимости Казахстана, присутствовал профессор Фред Стар из Университета Джона Хопкинса. Он и его команда подготовили исследование по развитию Казахстана в следующие 25 лет. Они упомянули, что Казахстан должен диверсифицировать свою экономику. Я знаю, что это приоритет правительства Казахстана. Соединенные Штаты также хотели бы это видеть. Одна из сфер, которую и я раньше упоминал, и профессор Стар - это сельское хозяйство. Я думаю, у Казахстана есть замечательный потенциал в этой сфере. Казахстан уже является крупным поставщиком зерна. Тем не менее, есть много неиспользованных возможностей. Вы могли бы быть хорошим производителем мяса, даже несмотря на суровый климат на севере страны. Есть много стран, которым это не мешает, например, США, а именно наши северные штаты, Канада. Они очень успешно развивают сельское хозяйство в условиях холодного климата. Я думаю, сельское хозяйство - это та сфера, которую Казахстан мог бы развить и сделать привлекательной для иностранных инвесторов. Развивать сельское хозяйство нелегко, но это очень многообещающий сектор в долгосрочном плане.

Я недавно видел казахстанские яблоки в новой упаковке. Они выглядят так, словно их купили в любом другом магазине мира. Очень привлекательная упаковка, и яблоки, конечно, самые вкусные в мире.

На рынке сейчас очень большая конкуренция, но у Казахстана есть несомненное преимущество - его ресурсы. Да, Казахстан находится далеко от основных рынков, но инфраструктура развивается, и если получится снизить стоимость перевозок, это сделает вашу страну еще более привлекательной.

 

- Спасибо за интервью!


Декабрь, 2016
© 2018 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр


КУРСЫ ВАЛЮТ

на 17-19 ноября

  • 1 USD 367.06 KZT
  • 1 EUR 416.17 KZT
  • 1 RUR 5.56 KZT

По данным Национального банка Республики Казахстан





Error message here!

Show Error message here!

Close