Обновлено: 19.04.2024, 15:21 (АСТ)

Руководитель казахстанской программы USAID по сдерживанию изменения климата Алексей САНКОВСКИЙ:
ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОЙ СИСТЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕШАЕТ КАЗАХСТАНУ ВЫСТРАИВАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ПОЛИТИКУ В ОБЛАСТИ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ


В Казахстане действует система квотирования и торговли квотами на выбросы парниковых газов. Кроме этого, республика является участником рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Однако, как отмечают эксперты, для успешного развития климатической политики в стране существуют серьезные барьеры. По мнению руководителя казахстанской программы по сдерживанию изменения климата (проект USAID под управлением корпорации Тетра Тек) Алексея Санковского, выстраивать эффективную политику в области низкоуглеродного развития стране мешает отсутствие четких национальных целей по сокращению выбросов парниковых газов, а также прозрачной системы ответственности за выполнение основных компонентов климатической политики. О принципиальных поправках в законодательство, необходимых для изменения ситуации, а также о том, каких результатов удалось добиться за полтора года существования программы, Алексей САНКОВСКИЙ рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан".

 

- Казахстанская программа по сдерживанию изменения климата - трёхлетний проект - Американского агентства по международному развитию, нацеленный на поддержку Казахстана в деле долгосрочного и устойчивого сокращения выбросов парниковых газов и повышения энергоэффективности экономики страны. С какими задачами программа стартовала в республике, чего уже удалось достичь?

- Проект стартовал в октябре 2013 года и должен закончиться в октябре 2016 года. Мы рассматривали три основные задачи в этом проекте. Во-первых, это помощь государственным органам в достижении национальных целей по низкоуглеродному развитию. Это связано с сокращением и стабилизацией выбросов парниковых газов, переходом на возобновляемые источники энергии, с энергосбережением и другими мероприятиями, которые сокращают текущие и будущие выбросы парниковых газов с целью стабилизации глобального климата. Вторая задача – это работа с бизнес-сообществом, с крупными компаниями,  для того, чтобы они могли эффективно соблюдать те законодательные нормы, которые сформированы в государстве, в то же время расширять свой бизнес и развиваться на основе низкоуглеродных "зеленых" технологий. Третья задача – повышение уровня образования, информированности в области низкоуглеродного развития. Под каждую цель есть определенные индикаторы. Под первую - это количество законодательных актов, методик, принятых официально на уровне государственных органов, которые способствуют низкоуглеродному развитию. В плане развития бизнеса – это количество компаний, которые имеют климатическую стратегию, которые соответствуют всем требованиям законодательства. По третьей задаче – это количество университетов и студентов, которые вовлечены в образование в области "зеленых" технологий. 

Мы недавно прошли середину программы, у нас осталось полтора года до ее окончания. По ряду направлений у нас в большей степени успешная работа, по ряду  менее, но в целом мы оцениваем проект достаточно позитивно. В рамках работы с бизнес-сообществом мы провели большое количество тренингов, за полтора года их было порядка 20-ти по различным аспектам изменения климата, порядка 100 компаний было вовлечено, более 400 специалистов участвовали. Уровень понимания этой проблемы мы, в целом, повысили. С правительством и государственными органами мы работали тоже достаточно успешно – давали свои рекомендации и замечания. С учебными заведениями у нас очень хорошо сложилось – мы работаем с техническими университетами по развитию из лекционного потенциала в Караганде, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Астане и Алматы. Мы создали три центра промышленного энергоаудита, где преподаватели, студенты и профессиональные аудиторы могут вместе работать с предприятиями МСБ и помогать им внедрять энергоэффективные технологии. 

Естественно, есть определенные проблемы. В частности, они связаны с тем, что проблема низкоуглеродного развития периодически возникает в государственных органах, и степень ее приоритетности время от времени меняется. А это, в сочетании с кадровыми перестановками и изменениями в структуре министерств, создает определенные сложности. Приходят новые люди, им нужно заново все объяснять. Здесь мы бессильны что-то изменить, но мы стараемся продолжать работу в этом направлении.

 

- Выходит, что основная проблема заключается в том, чтобы наладить взаимодействие с органами власти?

- Я бы не сказал, что это менее успешное направление по сравнению с другими, но здесь своя специфика. Сейчас есть значительная потребность в изменении законодательства, в его улучшении, в частности Экологического кодекса. Это позволит эффективно управлять выбросами парниковых газов на тех предприятиях, которые попадают в систему ограничения и торговли выбросами. В Казахстане много разработано законодательных норм, есть Экологический кодекс и постановления правительства, распоряжения министра, но не существует единой и четкой цели, которую все эти документы должны достичь. Юридически некоторые моменты просто не работают. Давно даются рекомендации по приведению законодательства в соответствие с международными нормами, европейскими или американскими, с теми нормами, которые уже работают, но процесс пока ни к чему не пришел. Идут бесконечные совещания. Предлагаемые поправки, может быть, не идеальные, но они лучше того, что есть. Сейчас и компании, и органы регулирования испытывают сложности. Уже всем понятно, что нужно что-то делать, но пока изменений нет, и в этом есть существенная проблема.

 

- Какие принципиальные изменения необходимо внести в законодательство, чтобы изменить ситуацию?

- Прежде всего, это создание Национального органа и механизма, может быть даже в большей степени механизма, чем административной новой единицы, по администрированию и управлению существующей национальной системой ограничения и торговли разрешениями на выбросы парниковых газов. В законе написано: есть национальный план, есть 166 предприятий, которые получили эти квоты, но отсутствует единый механизм, единый орган или система государственных органов, которая контролирует и управляет разными частями этой системы. Департамент изменения климата ограничен в своих возможностях, он занимается законодательной деятельностью, международной деятельностью, но он не управляет системой ограничений и торговли квотами. Существует комитет экологического регулирования и контроля – он контролирует выполнение, но в силу своих возможностей. Организация "Жасыл Даму" имела контракт с министерством на администрирование этой программы. Сейчас это все в состоянии неопределенности, нет нового долгосрочного контракта на администрирование системы. На бирже кто-то торгует какими-то квотами, и контроль весьма относительный. Никто не знает, на каком основании выдаются дополнительные квоты, механизм их выдачи не прозрачный.

С нашей стороны мы можем обозначить эту проблему и дать рекомендации. Первое, что нужно сделать, - это создать понятный механизм. Второе – принять национальные приоритеты, цели, национальную стратегию в области изменения климата. Да, есть концепция «зеленой» экономики, есть закон об энергосбережении, есть закон о возобновляемых источниках энергии. Но все эти направления существуют отдельно друг от друга. Отсутствует единая стратегия, где указаны ответственные, прописано финансирование. Без этого все изменения, которые нужно вносить, повисают в воздухе, потому что непонятно к чему стремиться. Третья проблема – довольно низкий уровень информированности по этой проблематике среди лиц, принимающих решения, и тех, кто эти решения исполняет, населения, бизнеса. Это, конечно, мешает  выработки стратегии и механизма. 

 

- Вы предлагали Казахстану до сентября принять национальный план по квотам на выбросы газов, чем обусловлены такие конкретные сроки?

- Во-первых, есть законодательная норма о том, что выбросы регулируются с помощью национального плана распределения квот. На 2016 год плана пока нет - он должен быть принят до конца этого года, необходимо разрабатывать этот план, обсуждать с предприятиями, утверждать. Второй момент – международный. В конце ноября в Париже будет совещание, посвященное принятию новых обязательств по сокращению выбросов в рамках Конвенции по изменению климата ООН. Должно быть принято межправительственное соглашение, которое будет включать почти все страны, по стабилизации выбросов парниковых газов. Страны сейчас должны подавать свои предложения по своим выбросам. Их сформировали пока США, Европа, Россия и еще несколько стран. Они подали свои заявки о том, на сколько могут в перспективе сократить выбросы. Казахстан до октября должен подать свою заявку, но, чтобы это сделать, необходимо оценить свои возможности, текущую ситуацию. 

 

- Что касается понимания ситуации со стороны компаний, все ли охотно идут на пересмотр своих выбросов и, например, разработку климатических стратегий?

- Климатические стратегии касательно предприятий называются планами действий в области изменения климата. Тем предприятиям, которые включены в систему торговли квотами, мы можем только рекомендовать разрабатывать такие планы, но это не является требование законодательства. Мы сейчас работаем с рядом крупных предприятий, с промышленными группами, которые понимают, что это нужно делать. Процесс идет. В идеале все предприятия должны иметь такие планы. В системе сейчас 166 предприятий. Некоторые из них – это один объект, а некоторые – представляют группу объектов. Например, для одной электростанции иметь климатическую стратегию нет смысла, поэтому если 20-30 компаний, объединяющих несколько объектов, имели бы планы действий в области изменения климата, это было бы хорошим показателем. Но пока только 2-3 компании в этом заинтересованы. На это опять же влияет неопределенность, которая существует в законодательстве.

 

- Спасибо за интервью!


Май, 2015
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close