Обновлено: 28.03.2024, 21:29 (АСТ)

16.09.2019, 15:33

ОБЗОР: Рост ВВП в 5% - мечта или реальность?


Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем первом послании народу Казахстана в должности главы государства особое внимание уделил дальнейшему курсу экономического развития страны. В частности, было отмечено, что экономический рост Казахстана к 2025 году может достичь 5%, заявлено о планах сокращения трансфертов из Нацфонда, отложено введение 5% ОПВР (обязательный пенсионный взнос работодателя) до 2023 года, введены трехлетние налоговые каникулы для малого и микробизнеса и мораторий на их проверки и др.

Известный казахстанский политолог Досым Сатпаев признался, что ожидал от первого послания президента больше политических реформ и подчеркнул, что социально-экономическая часть послания была более конкретизирована.

 

РОСТ ВВП 5%: "ЗА" И "ПРОТИВ"

 

"Если мы проведем необходимые структурные изменения, то к 2025 году сможем обеспечить ежегодный устойчивый рост валового внутреннего продукта на 5% и выше", - сказал президент, открывая экономический блок послания.

Неделей позже, на заседании правительства, министерство национальной экономики сообщило, что за счет инвестиционной активности и увеличения производства реального сектора, рост ВВП Казахстана за январь-август 2019 года составил 4,1%.

Между тем, международные рейтинговые агентства прогнозируют экономический рост Казахстана на уровне не более 4% в течение следующих двух-трех лет. В частности, Moody's и Fitch Ratings ожидают увидеть показатель ВВП на уровне 4% к 2021 году, в то время как S&P в сентябрьской публикации спрогнозировало ВВП Казахстана в 2019-2022 годах на уровне 3,6%.

По мнению ряда аналитиков, достичь 5%-го роста экономики невозможно без немедленных структурных реформ и активизации других, несырьевых отраслей.

Старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова полагает, что 2025 год – довольно отдаленная перспектива. При этом, исходя из текущей экономической ситуации страны, она предполагает, что ВВП будет расти на 4-5% при условии, что Казахстан обеспечит себе еще одну точку опоры, кроме сырьевого сектора.

"При желании ВВП можно разогнать и без диверсификации экономической системы, но никаких гарантий стабильности тут не будет: провалится в цене нефть - сократятся темпы роста экономики. Казахстан может простимулировать сельское хозяйство, например, сделав упор на одном-двух продуктах. Может акцентировать внимание на каких-либо инфраструктурных идеях, которыми позже можно будет пользоваться не номинально. Оживление реального сектора способно дать экономике долгосрочный импульс", - отметила агентству "Интерфакс-Казахстан" Бодрова.

По словам директора департамента аналитики "Казкоммерц Секьюритиз" Нурлана Ашинова, есть еще достаточно времени, чтобы произвести структурные изменения к 2025 году. Он выразил оптимизм, что вполне реально достичь намеченного экономического роста в 5%, однако все упирается в реализацию, которая в стране "частенько хромает".

"Должны привлекаться инвестиции, а инвесторам Казахстан будет привлекательным при понятном и предсказуемом курсообразовании, денежно-кредитной политики и фискальной политики. Не должны приниматься неожиданные решения, которые ухудшают условия для частного бизнеса, не должны закручиваться гайки для компаний и работающего населения, ибо все это может негативно сказаться на имиджевой составляющей страны. Инвесторы любят предсказуемость и транспарентность", - резюмировал агентству "Интерфакс-Казахстан" Ашинов.

Стоит отметить, что первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и вовсе полагает, что ВВП Казахстана способен достичь 7,5%.

"Сейчас наш рост ходит вокруг 4%. Что такое 4%? Это выше, чем среднемировое, но ниже чем то, что нам надо. (...) Мы когда-то говорили, что надо 5%, чтобы нам войти в 30-ку, а сейчас нам надо 7,5% роста", - сказал Назарбаев в августе на расширенном заседании политического совета партии власти "Нур Отан".

 

 

РУКИ ПРОЧЬ ОТ НАЦФОНДА

 

Одним из основных планов президента по дальнейшему экономическому курсу страны стало сокращение с 2022 года целевых трансфертов из Нацфонда до 2 трлн тенге.

"Необходимо прекратить использовать средства Национального фонда на решение текущих проблем. Это средства для будущих поколений. Трансферты из Национального фонда должны выделяться только на осуществление программ и проектов, направленных на формирование конкурентноспособной экономики", - сказал Токаев.

Пока же правительство в проекте трехлетнего бюджета оставило размер гарантированного трансферта из Нацфонда в 2020-2021 годах на уровне 2,7 трлн тенге в год. Лишь в 2022 году размер будет понижен до 2,6 трлн.

В 2019 году объем гарантированного трансферта прогнозируется на уровне 2,7 трлн тенге, за счет этих средств будет профинансировано 23% расходов республиканского бюджета. В 2018 году объем таких трансфертов был чуть меньше и составил 2,6 трлн тенге.

Как сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан" генеральный директор ТОО "DAMU Capital Management" Мурат Кастаев, сокращение трансфертов из Нацфонда должно обеспечиваться постепенным увеличением дохода в бюджет за счет налогов.

"Увеличить сборы налогов можно двумя путями - увеличением нагрузки на существующую налоговую базу (бизнес и население), либо увеличением самой налоговой базы с сохранением или снижением налоговой нагрузки и параллельным сокращением госрасходов и балансированием бюджета. Второй путь является более верным, и мы надеемся, что государство пойдет по нему", - считает Кастаев.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов отмечает, что экономика Казахстана демонстрирует устойчивое развитие, что действительно позволяет уменьшить объем гарантированного трансферта. При этом, он полагает, что сократить объем поступлений средств Нацфонда в бюджет сразу не получится сразу, ввиду того, что доля гарантированного трансферта в госказне достаточно велика и превышает 20%.

"Поэтому вполне логично, что президент назвал 2022 год как дату начала постепенного уменьшения трансферта. В соответствии с правительственным прогнозом, к 2022 году казахстанская экономика увеличится примерно на четверть в сравнении с текущим уровнем", - считает аналитик.

Он отмечает, что если такой рост действительно произойдет, то, ненефтяные доходы бюджета пропорционально увеличатся, и их будет достаточно для снижения зависимости от средств Национального фонда.

 

ПЕРЕДЫШКА ДЛЯ БИЗНЕСА

 

Хорошей новостью для субъектов малого и микробизнеса стало поручение президента отменить с 2020 года налог на доход на три года и ввести трехлетний мораторий на проверки.

Бизнесмены и аналитики, опрошенные "Интерфакс-Казахстан", отнеслись к соответствующему поручению положительно, посчитав, что данная мера повысит интерес к предпринимательству и снизит уровень теневой экономики.

"Чтобы оставаться конкурентоспособными и улучшить бизнес-условия, мы должны именно такими методами двигаться. Конечно, очень много поступлений в бюджет идет именно от малого бизнеса, но мы считаем, что этот льготный период повлечет большой рост интереса к бизнесу. Сейчас самое время заняться предпринимательством", - сказал директор Палаты предпринимателей Алматы Айтуар Кошмамбетов.

При этом, по подсчетам первого заместителя премьер-министра - министра финансов Алихана Смаилова, бюджет страны ежегодно будет терять более 200 млрд тенге. Как пояснил глава Минфина, в 2018 году от микро- и малого бизнеса в бюджет было уплачено порядка 190 млрд тенге.

Однако, поручение главы государства подлежит исполнению и возмещать недостачу в бюджете правительство планирует за счет улучшения налогового и таможенного администрирования.

 

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНОГО ПЛАТЕЖА

 

Президент Казахстана также заявил, что в стране необходимо активно развивать небанковские платежные системы и вводить повсеместно безналичные платежи, предварительно устранив сдерживающий фактор – высокую комиссию банков.

"Для этого необходимо активно развивать небанковские платежные системы с соответствующими правилами регулирования. При очевидной простоте и привлекательности данного сегмента он не должен превратиться в канал по отмыванию денег и вывода капитала из страны. Национальному банку следует наладить действенный контроль в этой сфере", - сказал Токаев.

Аналитики, опрошенные "Интерфакс-Казахстан", считают, что для стимулирования развития безналичных расчетов государству необходимо сделать их более выгодными, дешевыми и безопасными как для граждан, так и для бизнеса.

Генеральный директор ТОО "DAMU Capital Management" Мурат Кастаев отметил, что активное развитие безналичных платежей влечет за собой снижение преступности, коррупции, теневого движения капиталов и увеличение собираемости налогов, но предупредил что "переход на безналичный оборот принудительными и ограничительными мерами опасен и может выдавить наличные платежи в теневой оборот".

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ - ИМПУЛЬС К РАЗВИТИЮ

 

Генеральный директор ТОО "DAMU Capital Management" Мурат Кастаев, сравнивая послания первого президента Нурсултана Назарбаева с посланием нынешнего главы государства, считает, что "глобально и структурно они не отличаются" и главный вопрос стоит в эффективности исполнения поставленных задач.

"Могу выразить осторожный оптимизм, что власть понимает, что как раньше продолжаться не может и нужно вовлекать общество, население в обсуждение и принятие решений. (…) Гражданская активность растет и общество созрело для того, чтобы активно участвовать в управлении государством", - отметил агентству "Интерфакс-Казахстан" аналитик.

По его мнению, вопрос достижения экономических целей, поставленных в послании, зависит от политических реформ, отсутствие которых сегодня является "главным тормозом развития экономики".

"Государство в лице президента впервые открыто заявило, что сформулированный Назарбаевым и действующий все годы независимости принцип "сначала экономика, потом политика" уже исчерпал себя", - говорит аналитик.

Он подчеркивает, что экономика Казахстана может получить импульс к развитию, если государство всерьез возьмется за реформы, будет проводить их быстро и эффективно, значительно сократит участие государства в экономике и радикально сократит квазигосударственный сектор.


Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close