22.12.2020
Алматы. 22 декабря. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН - Итоги на автомобильном рынке Казахстана в уходящем году по версии директора по стратегическому планированию ОЮЛ "КазАвтоПром" Артура Мискаряна.
"На автомобильном рынке нынешний год получил позитивное начало: в январе продажи показали 20%-ный рост к прошлому году. По итогам I квартала рост превышал уже 30%, при том, что на март пришлось заметное падение стоимости национальной валюты.
Апрель, по причине того, что в стране действовал режим ЧП, фактически оказался месяцем простоя – автосалоны были попросту закрыты. Однако, благодаря тому, что цены на наиболее популярные модели отечественного производства долгое время удерживались на прежнем уровне, а также в силу отложенного спроса, в последующие месяцы рынок начал отыгрывать апрельский простой.
Также в апреле автодилеры впервые стали осваивать онлайн-продажи, с этим инструментом у покупателей появилась возможность онлайн-бронирования нужного автомобиля и привлечения кредита для покупки, при этом автосалон берёт на себя поддержку по подготовке документов и оформлению автомобиля.
Во II полугодии мы наблюдали устойчивый спрос на автомобили отечественного производства, их рыночная доля стабильно держится на уровне выше 70%, при этом вклад программы льготного кредитования остаётся невысоким, к примеру, в октябре на долю этой программы пришлось менее 4% сбыта отечественных автомобилей.
В последние месяцы на рынке произошло заметное повышение цен, достигшее 16-17%, которое сопровождается нехваткой запасов бюджетных автомобилей.
С учётом нынешних объемов казахстанского рынка и того факта, что треть потребителей, по объективным причинам, покупают автомобили начального ценового сегмента, до 5 млн тенге, безусловно, наиболее важным событием следует считать вынужденную консервацию автозавода на востоке страны.
Это событие, по сути, повлекло тот рост цен, который мы видим сегодня, и который, очевидно, продолжится в ближайшие месяцы и может превысить 20%. Дело в том, что усилиями усть-каменогорского предприятия обеспечивалась половина всего выпуска отечественных автомобилей, и именно этот завод обеспечивал потребителей большинством самых доступных автомобилей.
Однако регулятор по какой-то причине счёл верным решение о досрочном разрыве отношений с первым в стране автопроизводителем. Разумеется, остальные игроки в такой ситуации получили ценовой карт-бланш. Последствия такого решения сказываются на потребителях уже сегодня.
В нашей стране авторынок имеет хороший потенциал для роста. По двум основным причинам: стареющий и сокращающийся автопарк, в котором половина автомобилей старше 20 лет; и низкий уровень автомобилизации – простая нехватка автомобилей – лишь 190 единиц на 1 тыс. человек.
Однако уходящий 2020-й, коронакризисный год, оставляет слишком мало вводных для обоснованных прогнозов. Можно говорить о частных планах, таких как завершение строительства завода "Азия Авто Казахстан", этого события ожидают все участники рынка, так как оно может оказать фундаментальное влияние на развитие автомобильной отрасли".
С итогами других министерств, ведомств и компаний можно ознакомиться в открытом доступе в рубрике "Итоги года" на сайте www.interfax.kz.