Обновлено: 22.01.2019, 17:42 (АСТ)
Рейтинг фундаментальной эффективности 200 компаний Республики Казахстан

28.12.2018

ИТОГИ ГОДА – Национальный банк: Внедрена система сберегательных вкладов, усовершенствовано законодательство в сферах валютного регулирования, страхования, рынка ценных бумаг


Алматы. 28 декабря. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН - Важнейшие события и достижения уходящего года по версии начальника управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка Казахстана Александра Терентьева:

"В течение 2018 года Национальным банком Казахстана реализован ряд инициатив, направленных на дальнейшее развитие денежного и валютного рынков, а также рынка государственных ценных бумаг и, следовательно, на повышение эффективности денежно-кредитной политики. Одним из направлений работы Нацбанка в 2018 году являлись укрепление и рост всех секторов финансового рынка, расширение спектра предоставляемых потребителям финансовых услуг.

В послании народу Казахстана глава государства поручил Нацбанку решить задачи доступного кредитования приоритетных проектов путем предоставления долгосрочной тенговой ликвидности в размере не менее 600 млрд. тенге на условиях срочности, платности и возвратности. Эти средства планируется предоставить за счет средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и Национального банка (каждый по 300 млрд. тенге).

С 1 октября 2018 года введена в действие система сберегательных вкладов, которая предусматривает законодательные ограничения для досрочного изъятия вкладов. Данный вид вкладов нацелен на вкладчиков, планирующих долгосрочные сбережения по повышенной доходности c гарантией сохранности. Вложение в сберегательные вклады, с одной стороны, обеспечивает для вкладчиков более выгодные ставки и размер покрытия системой гарантирования до 15 млн тенге, а с другой – обеспечивает банки более стабильной и предсказуемой базой фондирования, что предоставит банкам возможность более эффективно управлять потоками ликвидности.

Также усовершенствован механизм установления максимальных ставок по вкладам населения. Вместо единого уровня ставок для всех видов вкладов, с 1 октября этого года максимальные ставки дифференцируются по срокам, видам вклада, а также праву пополнения.

Проведена значительная работа по улучшению регуляторной среды, снижению административных барьеров, повышению качества корпоративного управления.

В рамках совершенствования регулирования и надзора за банковской деятельностью, в частности, в вопросах ликвидности с учетом рекомендаций Базель III с 1 сентября текущего года введен коэффициент покрытия ликвидности LCR (Liquidity Coverage Ratio) с переходным периодом до 2022 года. Поддержка данного показателя на требуемом уровне предназначена для обеспечения возможности банками погашать обязательства ближайших 30 дней.

Наряду с этим с 2018 года установлено требование к расчету коэффициента чистого стабильного фондирования NSFR (Net Stable Funding Ratio), призванного обеспечить банки источниками долгосрочного фондирования, норматив внедряется с 1 января 2019 года.

Также в рамках перехода на стандарт МСФО 9 разработаны правила формирования провизий в соответствии с данным международным стандартом. Правила устанавливают требование по разработке банками внутренней методики расчета провизий, где учитываются ожидаемые и фактически понесенные кредитные убытки. Это позволит банкам заблаговременно определять снижение качества активов и своевременно признавать убытки.

2 июля текущего года президентом Казахстана подписаны закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и сопутствующий ему закон. Основные изменения, предусмотренные законом, направлены на: признание резидентами филиалов (представительств) иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Казахстане через образование постоянного учреждения в соответствии с Налоговым кодексом; расширение охвата статистического мониторинга валютных операций, в том числе посредством оптимизации режимов валютного регулирования; уточнение вопросов обращения валютных ценностей на территории Казахстана и перечня разрешенных к проведению между резидентами валютных операций; повышение эффективности валютного контроля и противодействия выводу денег из страны.

В секторе рынка ценных бумаг и страхового рынка одним из основных событий было принятие в июле этого года закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам страхования и страховой деятельности, рынка ценных бумаг", в рамках которого удалось реализовать целый ряд инициатив, направленных на дальнейшее развитие указанных рынков.

В отношении биржевого рынка ценных бумаг можно отметить, что Национальным банком совместно с Казахстанский фондовой биржей (KASE) также был реализован ряд инициатив, таких как переход расчетов официального курса тенге к доллару США с 1 октября 2018 года на схему Т+1, внедрение с 1 октября 2018 года института центрального контрагента на валютном рынке KASE.

Состоялся дебютный выпуск еврооблигаций, деноминированных в тенге, международной финансовой организации на площадке Казахстанской фондовой биржи с проведением расчетов в тенге. Данное размещение стало первым выпуском ценных бумаг эмитента с кредитным рейтингом ААА на площадке KASE.

В 2019 году в качестве операций постоянного доступа Национальный банк сохранит текущий набор инструментов, который включает операции прямого и обратного РЕПО, валютного свопа на Казахстанской фондовой бирже, депозиты банков второго уровня в Национальном банке. В качестве операций открытого рынка планируется использование аукциона нот Нацбанка, аукциона по покупке ценных бумаг с обратной продажей (кредитный аукцион). В дополнение к текущим операциям открытого рынка планируется внедрение депозитного аукциона в качестве альтернативы краткосрочных нот со сроком обращения 7 дней.

Дальнейшее развитие системы инструментов денежно-кредитной политики будет направлено, главным образом, на повышение эффективности функционирования процентного канала. Меры Национального банка будут способствовать усилению роли базовой ставки.

Нацбанк в координации с министерством финансов продолжит работу по созданию условий для формирования адекватной кривой доходности.

В случае необходимости Нацбанком будут продолжены операции по покупке и продаже государственных ценных бумаг на вторичном рынке.

Также Нацбанк для повышения узнаваемости слитков казахстанских производителей планирует с 2019 года осуществлять операции на внешнем рынке по продаже, депонированию и размещению на хранение аффинированного золота, в объеме от пяти до восьми процентов (но не более пяти тонн) от аффинированного золота, ежегодно приобретаемого Национальным банком на внутреннем рынке для пополнения активов в драгоценных металлах.

Обменный курс будет формироваться в соответствии с принципами свободного плавания. При этом вмешательство на валютный рынок не противоречит принципам инфляционного таргетирования. Для сглаживания значительных и дестабилизирующих колебаний обменного курса, в том числе вызванных действием нефундаментальных факторов, Национальный банк сохраняет за собой право проводить валютные интервенции. Данные меры будут приниматься исключительно для нивелирования неблагоприятных последствий. При этом Нацбанк будет давать разъяснения причин проведения операций на внутреннем валютном рынке за счет золотовалютных резервов, а также продолжит практику публикации объемов проведенных операций.

В предстоящем году работа Нацбанка в части валютного регулирования и контроля будет направлена на практическую реализацию норм закона Казахстана "О валютном регулировании и валютном контроле".

Для недопущения повторения ситуации с высокорисковой политикой банков, а также в рамках усиления регуляторного и надзорного мандата Нацбанк с 1 января 2019 года вводит риск-ориентированный подход в надзорном процессе. Кроме того, мы переходим на режим разрешения и урегулирования проблемных банков (Recovery and Resolution tools), который предусматривает механизмы принудительной реструктуризации обязательств банка. Эти нововведения внедряются в казахстанскую практику с учетом международного опыта, реализованного в странах Европейского Союза, США, а также на пространстве ЕАЭС, в частности, по примеру России и Белоруссии. Мотивированное суждение будет использовано в части согласования менеджмента и акционеров, оценки адекватности созданных провизий, определения лиц, связанных с банком особыми отношениями, а также оценки систем управления рисками и внутреннего контроля. Целью внедрения института суждения является предупреждение рисков финансовых организаций на ранней стадии в целях обеспечения защиты прав и интересов инвесторов, клиентов и других заинтересованных контрагентов.

Сложившаяся практика на рынке микрофинансирования и действующие ограничения в деятельности микрофинансовых организаций ставят перед Национальным банком задачу по проработке новых подходов развития рынка микрофинансирования в части усиления защиты прав потребителей, расширения источников фондирования, а также спектра оказываемых ими услуг за счет цифровизации, проработки механизмов по минимизации уровня проблемных микрокредитов.

В связи с открытием границ в рамках ВТО с 2021 года для филиалов иностранных финансовых организаций одной из главных задач защиты отечественного финансового рынка и потребителей финансовых услуг является улучшение конкурентоспособности и развитие финансовых услуг финансовых организаций до уровня сопоставимого с институтами из стран ВТО. Планируется совершенствование регуляторной среды в отношении производных финансовых инструментов с учетом международных стандартов ISDA, введение законодательных норм для осуществления ликвидационного неттинга.

В рамках созданной регуляторной песочницы с ноября текущего года как финансовые организации, так и другие юридические лица смогут апробировать свои новые решения в безопасном режиме. Ожидается, что внедрение новых услуг и развитие финансового рынка повысит степень удовлетворенности и соответствия интересам потребителей, субъектов предпринимательства и государства, а также будет способствовать формированию оптимального регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, обеспечит финансовую стабильность.

С 1 января 2019 года Нацбанк переходит на надзорный процесс, основанный на риск-ориентированном подходе.

Модель риск-ориентированного надзора позволяет заранее выявлять риски и недостатки в деятельности банков для принятия эффективных мер по устранению и последующему недопущению таких рисков. За основу Национальный Банк взял методологию SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), которая является признанной Европейским центральным банком и применяется в странах Европейского союза, а также соответствует последним рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору.

В отношении рынка ценных бумаг в будущем году будет продолжена работа по его институциональному развитию. Так, после завершения процесса присоединения регистратора к Центральному депозитарию (ЦД), ориентировочно во втором полугодии 2019 года, будет создана котировочная организация внебиржевого рынка, которая позволит участникам рынка обмениваться котировками и заключать сделки на неорганизованном рынке. Также в будущем году на базе ЦД будет внедрен механизм возврата активов "потерянных" акционеров благодаря открытию и ведению ЦД счетов для учета невостребованных дивидендов акционеров.

Кроме того, с 1 января 2019 года будет осуществлен переход от присвоения ценным бумагам национальных идентификационных номеров (НИН) к международным ISIN - кодам, с передачей ЦД полномочий по присвоению ценным бумагам ISIN.

В отношении KASE в будущем году также планируется внедрение расчетов по схеме Т+2 для сделок с краткосрочными нотами Национального банка и государственных ценных бумаг министерства финансов, запуск валютного свопа сроком до 1 года с механизмом центрального контрагента. В партнерстве с ПАО "Московская фондовая биржа" в 2019 году будет внедрен механизм центрального контрагента на фондовом рынке KASE.

На повестке дня сегодня остаются вопросы повышения ликвидности фондового рынка за счет стимулирования спроса и предложения новых финансовых инструментов. После ухода частных накопительных пенсионных фондов наблюдался резкий спад активности на внутреннем фондовом рынке, влияние которого ощущается до сих пор. Поэтому сейчас Национальным банком совместно с правительством и финансовым сообществом активно прорабатывается вопрос по выходу на рынок новых институциональных игроков в лице частных управляющих пенсионными активами. Полагаем, данная работа, но уже в рамках соответствующего проекта законодательных изменений, будет продолжена и в 2019 году".

Текущий - 375,15/$1.


Архив рубрики

Пресс-центр


КУРСЫ ВАЛЮТ

на 22 января

  • 1 USD 378.78 KZT
  • 1 EUR 430.71 KZT
  • 1 RUR 5.71 KZT

По данным Национального банка Республики Казахстан

Error message here!

Show Error message here!

Close