Обновлено: 18.08.2018, 17:39 (АСТ)

Генеральный директор Павлодарского нефтехимического завода Шухрат ДАНБАЙ:
НАША ЗАДАЧА – ВЫЙТИ НА ПЯТИЛЕТНИЙ ЦИКЛ РАБОТЫ БЕЗ КАПРЕМОНТА


В сентябре 2009 года проект модернизации ПНХЗ был включен в перечень инвестиционных стратегических проектов страны. Сроки реализации проекта отодвигались, менялись суммы и подрядчики. На сегодняшний день завод вышел на этап практической реализации. О ходе модернизации и перспективах завода в интервью агентству"Интерфакс-Казахстан" рассказал генеральный директор ПНХЗ Шухрат ДАНБАЙ.

 

- На территории завода полным ходом идет стройка – приступили к монтажу металлоконструкций там, где будут возведены новые установки, которые позволят нам производить бензин Евро-4 и дизтопливо. Это наша первоочередная задача. Первая - сплиттер нафты, предназначенная для разделения нафты на легкую и тяжелую фракции для последующих процессов изомеризации и риформинга. Вторая – установка производства серы, ее грануляция, отпарка кислых стоков, регенерация амина. Можно сказать, что это целый химический комплекс.

 

- А сейчас как вы с серой поступаете?

- У нас имеется старенькая небольшая установка. С вводом новой можно будет получать 60 тыс. тонн гранулированной серы. Сейчас выпускается порядка 20-25 тыс. тонн. Весь объем уходит в Китай.

 

- С внедрением нового стандарта бензина вопрос качества отпадет?

- Говоря о стандартах Евро-4, Евро-5, не многие знают, что за этим стоит целый перечень показателей. Например, по Евро-4 их двадцать пять. И только пять из них напрямую касаются качества топлива. Остальное – это экологические показатели, которые образуются при выхлопе из трубы автомобиля. Если даже хороший бензин заливать в старенькие “Жигули”, выхлопные газы лучше не станут. Приведу пример. Возьмем дизтопливо Евро-2. В нем содержание серы 2 тысячи ppm (единица показателя – ИФ-К). В Евро-4 их уже 50 ppm , а в Евро -5 всего 10 ppm. И чтобы перейти на этот стандарт, необходима огромная дорогостоящая установка. Наша задача к концу текущего года начать пуско-наладочные работы на данных установках. К тому же, ужесточаются и требования к старым автомобилям. Их попросту становится не выгодно ввозить.

 

- Какие работы еще предстоят в ходе модернизации?

- Значительную работу мы провели в прошлом году, пик приходится на этот год. Летом мы должны получить все необходимое оборудование, в том числе специальный кран грузоподъемностью 1200 тонн, который мы арендовали у российской компании для проведения работ. Чтобы выполнить необходимый объем запланированного, нам разрешили встать на капитальный ремонт с 20 августа на 60 дней вместо стандартных 30 дней. За эти два месяца мы должны сделать огромный объем работы на установке каталитического крекинга. Скажу без пафоса, но время высчитано буквально посекундно. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с Омским НПЗ, так как они аналогичную работу выполнили в прошлом году.К слову, в 2017 году у нас будет последний стандартный капремонт в 30 дней, затем мы уходим на трехлетний безремонтный цикл.Если учесть, что в месяц мы перерабатываем порядка 400-450 тыс. тонн нефти, то такой объем прибыли мы ежегодно недополучали. Следующая наша задача – выйти на пятилетний цикл без капремонта.

 

- Сумма средств, предусмотренная изначально на модернизацию, претерпела какие-то изменения?

- Да, мы ее оптимизировали. Если на начальном этапе говорилось о сумме немногим более $1 млрд, то сейчас она составляет $620 млн.

 

- За счет чего?

- Мы убрали установки, которые на сегодня не актуальны. Если помните, одно время на заводе предполагались строительство установки по переработке казахстанской нефти. Сегодня этот вопрос отпал, правительство заключило долгосрочный контракт с Роснефтью на 10 лет с пролонгацией. Но, тем не менее, на данный проект имеется ТЭО, госэкспертиза и в любой момент, если возникнет такая необходимость, мы можем его реализовать.

 

- Кто поставщик оборудования?

- Разные компании, отбирали лучшие, в том числе, и по ценовой политике, изучали логистику. Летом мы должны получить два огромных реактора по 200 тонн из Южной Кореи компании Hyundai Heavy Industrie. Оборудование практически изготовлено, вопрос в транспортировке. Этим будет заниматься российский флот. Придется построить специализированный причал в речпорту для разгрузки. Эти реакторы предназначены для гидроочистки керосина, дизельного топлива, нафты.

 

- Ранее на заводе выпускался керосин, но с некоторых пор вы перестали это делать. Почему?

- Да, павлодарский керосин считался хорошим, температура замерзания была с запасом. Но с 2014 года Российская Федерация поменяла грузопотоки по транспортировке нефти, и к нам стала заходить высокосернистая башкирская нефть. Данная установка позволит решить нам имеющиеся технические проблемы по очистке нефти.

 

- Какой объем керосина планируете выпускать?

- Порядка 170 – 200 тыс. тонн в год. Мы закроем тот объем дефицита по керосину, который сегодня поставляется из России.

 

- Модернизация отразится на стоимости бензина? Или все зависит от стоимости нефти?

- Несомненно, заводу необходимо вернуть заемные средства. Мы увеличим ставку процессинга (переработка нефти). Но она будет невысокой.

 

- Как это отразится на сельхозпроизводителях? Для них это будет ощутимо?

- Да. В этом году правительство в последний раз выделяет удешевленное топливо. Хочется заметить, что все это время данный процесс проводился за счет переработчика, то есть нас. Со следующего года будет включен другой механизм госпрограмм.

 

-После модернизации завод выйдет на отметку 6 млн тонн переработки в год? Сейчас потолок – 5 млн тонн?

- Да, 5,2 млн тонн.

 

- В советское время мощность завода составляла 7 млн тонн.

- Это не миф, завод действительно столько перерабатывал. Когда наступили не простые времена, когда были проблемы с поставкой нефти на завод, пришлось уменьшить имеющиеся установки по объему – сузить. К примеру, установка крекинга перерабатывала 2 млн тонн нефти, затем ее «сократили» до 1,3 млн тонн. Сейчас мы занимаемся обратным действием – «расшиваем» возможности оборудования до 1,9 млн тонн.

 

- Не ставилась задача выйти на вновь на 7 млн тонн переработки после модернизации?

- Была. Даже планировали 7,5 млн тонн. Но резко поменялась ситуация, наступил кризис и вопрос с поставками нефти, на тот момент, не был четко прописан.Сегодня нет необходимости в таком объеме, но при необходимости мы можем выйти на этот объем за счет небольших переделок.

 

-Впереди лето. Это означает, что один из ваших продуктов – битум, будет пользоваться спросом?

- За ним очередь выстраивается. В прошлом году мы произвели 250 тыс. тонн. Такой цифры не было последних лет пятнадцать. От силы дотягивали со 100 тыс. тонн. Но чтобы выйти на эту отметку, была проведена большая работа, прежде всего, по его качеству.

 

- В прошлом году введена в строй установка по прокалке кокса. Насколько это экономически выгодно и как быстро окупится?

- Мы увеличили мощность установки с 650 тыс. до 1 млн тонн переработки сырья. Это дает возможность получить 280 тыс. тонн сырого кокса. И на него есть потребитель – Казахстанский электролизный завод. Установка нам обошлась в $62 млн, которые должны окупиться за два года.

 

- Спасибо за интервью!

 


Март, 2016
© 2018 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр


КУРСЫ ВАЛЮТ

на 18-20 августа

  • 1 USD 360.12 KZT
  • 1 EUR 409.67 KZT
  • 1 RUR 5.33 KZT

По данным Национального банка Республики Казахстан





Error message here!

Show Error message here!

Close