Обновлено: 23.05.2018, 21:17 (АСТ)

Глава миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за внеочередными парламентскими выборами Борис ФРЛЕЦ:
МЫ УДИВЛЕНЫ, ЧТО ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ ПРОХОДИТ ТАК ТИХО


Миссия БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за внеочередными парламентскими выборами в Казахстане опубликовала промежуточный отчет о ходе предвыборной кампании. Глава миссии Борис Фрлец в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал об основных выводах и рекомендациях отчета, а также оценил эффективность инструментов агитации, применяемых казахстанскими партиями.


 

- Г-н Фрлец, расскажите о миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами, которая сейчас работает в Казахстане.

- В нашей основной команде находятся 12 экспертов, которые представляют 10 различных стран, и каждый эксперт покрывает основные аспекты избирательного процесса. Таким образом, у нас есть аналитик, который занимается политическими вопросами, юридическими вопросами, вопросами избирательной системы, также есть человек, который отвечает за СМИ, и некоторые другие эксперты, которые покрывают такие вопросы, как права человека.

Наша миссия открылась 17 февраля. Позже к нам присоединилось 28 долгосрочных наблюдателей, которых разместили в 14 регионах страны. Через несколько дней к нам присоединятся более 200 краткосрочных наблюдателей, которые будут помогать долгосрочным наблюдателям во всех регионах страны. Также к нам присоединятся парламентские делегации, в частности Парламентская Ассамблея ОБСЕ и Парламентская Ассамблея Совета Европы. В целом будет порядка 350 наблюдателей.


 

- В ходе пресс- конференции в феврале Вы заявили, что ожидаете около 400 краткосрочных наблюдателей. Почему их число изменилось?

- Ответ прост: это – желание самих стран-участниц ОБСЕ. Мы направили им запрос, попросили отправить в Казахстан 400 краткосрочных наблюдателей, но они нам направляют 216 человек. Плюс у нас еще будут несколько наблюдателей из дипломатических миссий, представленных в Казахстане, и в среднем будет около 230 человек. Работа краткосрочных наблюдателей оплачивается самими странами, которые направляют их, не БДИПЧ.


 

- На предыдущих парламентских выборах в Казахстане миссии БДИПЧ и ПА ОБСЕ, в отличие от других наблюдателей, сделали крайне негативный отчет и по предвыборной кампании и по самому голосованию. Власти Казахстана тогда довольно жестко восприняли эту критику…. Тем не менее, "дорога в Казахстан" для наблюдателей ОБСЕ открыта. Понятно, что стандарты ОБСЕ остаются незыблемыми, но изменилась ли с тех пор тактика наблюдения миссии ОБСЕ?

- Во-первых, мы ничего не меняли в нашей методике проведения наблюдения за выборами, и остается фактом то, что министерство иностранных дел пригласило нас на полноценную миссию для осуществления наблюдения за выборами, и на всех уровнях проведения встреч, будь это встреча высшего уровня или более низкого уровня, нас всегда встречают открыто и гостеприимно. Мы очень впечатлены этим открытым подходом. Мы можем получить любую информацию, все, что нам нужно. Непосредственно наш мандат заключается в том, чтобы проверить, насколько процесс проведения выборов соответствует национальному законодательству Казахстана, и соответствуют ли выборы международным стандартам, в частности, стандартам ОБСЕ. Как вы знаете, Казахстан присоединился к этой организации.

Возвращаясь к вашему вопросу о негативной стороне отчета, я не могу сказать, что это так. Я думаю, что на самом деле данный отчет является профессиональным. Наша цель заключается в том, чтобы подготовить объективный, беспристрастный отчет. У нас нет права вмешиваться в избирательный процесс, мы – своего рода зеркало, которое отражает то, как проводится избирательный процесс. Если продолжать тему зеркала, то зеркало не должно быть искаженным, и не стоит разбивать зеркало, если вам не нравится то, что в нем отражается.


 

- Согласны ли вы с мнением о том, что ОБСЕ использует такой инструмент, как миссия наблюдателей на национальных выборах для давления одной группы стран на другую? И верно ли утверждение, что наблюдатели приходят на выборы с заранее заготовленными текстами, которые оглашают после избирательной кампании?

- Эти замечания мы всегда слышим. У БДИПЧ есть своя методология, которую они всегда применяют. В нашу группу наблюдения входят представители 18 стран. Мы до этого никогда не встречались, и, как я уже говорил ранее, наш мандат – выявить, насколько избирательный процесс соответствует стандартам ОБСЕ. Единственная оценка, которую мы проводим до того, как приезжает миссия, это только узнать, нужна ли полная миссия, или это должна быть ограниченная по времени миссия. Наблюдение должно быть профессиональным и объективным.


 

- С вашей точки зрения, какие положительные изменения произошли в Казахстане с предыдущих выборов? Учла ли республика замечания?

- Насколько нам известно, за последние несколько лет в закон о выборах были внесены поправки в отдельные аспекты закона, но критические моменты не были учтены. Не были внесены изменения, которые мы рекомендовали, касательно некоторых ограничительных положений, связанных с избирательным правом, а также со свободой собраний и выражения.

Конечно, были и позитивные моменты. Например, президент Назарбаев поставил задачу по реализации 5 институциональных реформ, он озвучил план «100 конкретных шагов». Кроме того, мы узнали от Центральной избирательной комиссии, что они готовят пакет изменений, которые будут внесены в закон о выборах. Но, к сожалению, данные изменения будут рассматриваться только после проведения этих выборов. Непосредственно в этом заключается положительное развитие, в том, что в будущем есть обещание того, что все эти изменения будут внесены, в соответствии с международными стандартами, стандартами ОБСЕ, и различными конвенциями о правах человека. Мы также рады намерению местных властей привлечь как можно больше иностранных, международных наблюдателей. Это также позитивный аспект.


 

- Какие рекомендации Казахстану еще предстоит выполнить?

- Как я уже ранее говорил, данные рекомендации касаются права голосовать и быть избранным. На данный момент избираться могут только люди, которые являются членами партии. Кроме того, рекомендации касаются права собраний и свободы выражения. Вчера Европейский парламент опубликовал резолюцию, связанную со свободой выражения в Республике Казахстан, и, я думаю, будет очень полезно ознакомиться с данной резолюцией.

Также еще один момент касается Венецианской конвенции, в соответствии с которой как минимум все члены одной палаты должны избираться путем прямых выборов. Как вы знаете, сейчас при избрании членов мажилиса данное положение не учитывается. То есть на данный момент в мажилисе 98 депутатов избираются прямыми выборами, по партийным спискам, и оставшиеся 9 депутатов назначаются Ассамблеей народа Казахстана. Однако эти положения прописаны в законодательстве Республики Казахстан. Мы верим, что эти выборы будут проходить в соответствии с данным законодательством. Мы ожидаем этого. Мы надеемся, что реформы, которые были озвучены, будут реализованы после этих выборов.


 

- Как вы оцениваете казахстанскую оппозицию? Есть ли у нее шансы попасть в парламент?

- На данном этапе наблюдения мы не можем предоставить такую оценку. Но мы считаем, что у всех партий есть шансы. У них есть возможность баллотироваться, никто этого права их не лишает. Они могут проводить предвыборную кампанию. Однако не все партии пользуются этой возможностью.

На самом деле мы удивлены, что предвыборная кампания проходит так тихо. Это все зависит от средств политических партий. У некоторых партий нет финансовых возможностей провести свою кампанию более интенсивно, поэтому некоторые прибегают к использованию социальных сетей.

На данный момент мы можем сказать, что кампания проходит достаточно спокойно, но при этом используются различные инструменты для проведения агитационной кампании. В частности, это поквартирный обход, который, так скажем, не так сильно заметен. Вывешивание больших постеров – это достаточно затратный инструмент предвыборной агитации.

Конечно же, есть различия между самими партиями. К примеру, партия «Нур Отан» – это достаточно крупная, хорошо организованная партия, и они могут себе позволить с финансовой точки зрения обширную предвыборную кампанию, в то время как такие партии, как, например, «Бирлик», более ограничены в ресурсах.


 

- До начала избирательной кампании члены ЦИК заявляли, что в ходе кампании могут быть организованы теледебаты. На Ваш взгляд, проведение дебатов было бы эффективным инструментом предвыборной агитации?

- В принципе, дебаты могут быть достаточно эффективным инструментом с учетом того, что политические партии представляют различные программы. В данном случае некоторые небольшие партии заняли свои ниши, но в целом можно сказать о том, что они поддерживают программу партии "Нур Отан". К примеру, "Ак Жол" более ориентирован на бизнес, "Ауыл" - на сельское хозяйство, КНПК – на социальные права, но это все в какой-то мере связано с программой "Нур Отана". В любом случае не будет такого живого обсуждения, живых дискуссий, потому что по большей части они все солидарны.

 

- Спасибо за интервью!

 


Март, 2016
© 2018 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Error message here!

Show Error message here!

Close