Обновлено: 20.08.2018, 10:51 (АСТ)

Вице-президент SITA в России и СНГ Дмитрий КРАСНОВ:
УЖЕ СКОРО КАЗАХСТАНСКИЕ АВИАКОМПАНИИ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ УСЛУГИ СВЯЗИ НА БОРТУ


Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) считает, что мировая индустрия авиаперевозок в текущем году может встретить столетие отрасли на прибыльном уровне и продемонстрировать рост доходов по итогам второго года подряд. В прошлом году компании отрасли в общей сложности заработали $10,6 млрд. Прибыльность авиакомпаний подтолкнет и развитие IT решений. Центрально-азиатский регион тому не исключение. О том, что представляет из себя региональный рынок информационных решений в авиационной отрасли, о перспективах его развития, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал вице-президент SITA в России и СНГ Дмитрий КРАСНОВ.

 

- Как можно охарактеризовать рынок IT решений для авиации в центрально-азиатском регионе?

- Мы видим, что регион начинает очень экстенсивно развиваться. Многие государства, например, Казахстан, принимают абсолютно правильное решение о консолидации аэропортов, с точки зрения их развития, что направлено на увеличение мобильности пассажиров. Также мы видим, что авиакомпании региона достаточно инвестируют  в информационные технологии. И если какое-то время назад можно было говорить об очевидном технологическом разрыве между ведущими перевозчиками мира и перевозчиками региона, то теперь можно констатировать, что разрыв сокращается очень стремительно.

Исторически наиболее развитыми можно назвать аэропорты, которые относятся к столичному региону или которые привязаны к крупным городам. Там инфраструктура находится на относительно достойном уровне. Но ведь и размеры стран Центральной Азии разные, и не во всех государствах есть смысл строить региональные аэропорты с такой частотой, как это необходимо делать, допустим, в Казахстане или Узбекистане.

Мы видим, и это подтверждается статистикой, что пассажиропоток в нашем регионе будет расти. В среднем рост пассажиропотока составит от 15% до 25%.

Именно поэтому, учитывая потенциал роста, Россия и СНГ были выделены в отдельный регион в SITA, что означает особый статус в рамках компании.

 

- Как вы оцениваете инвестиции авиакомпаний региона в IT? Будут ли они расти вместе с глобальным рынком или же покажут падение?

- Тот опрос, который мы проводим среди авиакомпаний о тенденциях развития в сфере информационных технологий (а мы опрашиваем все ведущие авиакомпании среднеазиатского региона), демонстрирует, что инвестиции в информационные технологии будут только расти.

Но так как опрос анонимный, мы не можем назвать точную сумму инвестиций каждого отдельного перевозчика. Однако вполне очевидно, что в целом на 3-5% в год затраты на информационные технологии растут. И эти затраты занимают в среднем 3-5% от объема всего бюджета авиакомпании.

 

- А готовы ли администрации аэропортов к нововведениям? Есть ли интерес? По вашему мнению, основным препятствием, мешающим директорам по информационным технологиям реализовывать намеченную стратегию, является лишь сокращение инвестиций? Или тут какие-то другие причины? Может быть сама неразвитость текущей инфраструктуры аэропортов?

- Да, конечно, готовы! Те руководители аэропортов, с которыми мы общались, проявляют интерес к внедрению новых IT решений.

В какой-то степени, основным сдерживающим фактором для этого служит размер возможных инвестиций. Но есть же различия и в самих информационных системах. Например, те решения, которые используются в больших аэропортах, не всегда могут быть к месту в аэропортах региональных. Ииными словами, любое решение может и должо быть масштабировано под нужный размер.

 

- Насколько активно операторы аэропортов разрабатывают стратегии развития, в которых есть место для новых платформ пассажирских сервисов? Или все же они более сосредоточены на развитии именно традиционной инфраструктуры – в частности, строительство взлетно-посадочных полос, покупка аэронавигационного оборудования?

- Одно уже практически неотделимо от другого. Это вроде и разные вещи, но они привязаны к одному фактору – пассажиропотоку. Проектируя новую полосу, аэропорт рассчитывает на увеличение количества взлетов/посадок, на расширение терминалов и на увеличение количества пассажиров. Как следствие, это подразумевает внедрение тех или иных информационных технологий.

 

- Сейчас международные аэропорты, крупнейшие авиакомпании мира внедряют совершенно новые решения для пассажиров. Однако как-то долго они доходят до центрально-азиатского региона. Даже в России, например, уже давно используются стойки саморегистрации на рейс. Этого до сих пор нет в Казахстане. Почему? Не окажется ли так, что на смену этим терминалам саморегистрации придут новые решения, а у нас только начнут внедряться уже устаревшие технологии?

- До региона дойдут как раз современные решения! В Казахстане неплохо представлены решения по интернет-регистрации пассажиров. По крайней мере, у ведущих перевозчиков.

Мы ведем переговоры с аэропортами Казахстана о киосках саморегистрации. Надеюсь, что в ближайшее время эти переговоры дойдут до финальной стадии. Тем не менее, я уверен, что мы говорим о видимом будущем. Наверное, год, не больше.

Отвечу на вопрос относительно сроков службы киосков регистрации. Несколько лет назад была идея, она высказывалась несколькими генеральными директорами достаточно крупных авиакомпаний, что киоски регистрации уже свое отжили. Тем не менее, вы видим совершенно другой тренд – они не перестали существовать. Более того, они эволюционируют. Если раньше функция киоска заключалась только лишь в регистрации пассажира, то теперь производится и печать багажных бирок, и продажа услуг тех или иных авиакомпаний. Поэтому, я думаю, Казахстан может пропустить один этап развития киосков, который уже сходит на нет, и получить технологию нового формата, которая полностью соответствует тем требованиям, которые и авиакомпании, и аэропорты к киоскам регистрации выдвигают.

 

- Какие еще нововведения, решения в этой сфере стоит ждать в Казахстане?

- Из тех решений, которые появятся в достаточно обозримой перспективе, можно назвать внедрение связи на борту. То есть речь идет о возможности как голосовой связи, так и выхода в интернет. Будет также целый ряд решений, которые не так заметны для пассажиров, но, тем не менее, которые достаточно существенно упростят производственные процессы в аэропортах.

 

- В самом начале вы говорили о том, что консолидировать казахстанские аэропорты под одним оператором – правильное решение. В Казахстане аэропорты, находящиеся в государственной собственности, переданы национальной железнодорожной компании. Как вы считаете, поможет ли это сдвинуть с мертвой точки развитие информационных пассажирских сервисов? И с точки зрения бизнеса SITА – насколько это эффективно работать по сути с единым заказчиком, а не с каждой бизнес-единицей отдельно?

- Все зависит от той стратегии, которую либо оператор, либо отдельный аэропорт закладывает с точки зрения развития. Я могу сказать, что очень своевременный шаг был сделан Казахстаном по консолидации аэропортов.

С точки зрения IT есть огромное количество механизмов реализации. В то же время у нас есть опыт поддержки региональных сетей аэропортов. То есть в головную компанию ставится основное IT решение, от которой уже тянутся системы в аэропорты, входящие в холдинг. Эти схемы реализованы и в России, и в Южной Африке, в Индии. Они доказали свою работоспособность и эффективность.

Консолидация аэропортов в Казахстане, мы уверены, позволит сдвинуть с места развитие авиационной инфраструктуры. А уж информационные технологии – безусловно!

 

- С какими авиакомпаниями и аэропортами вы сейчас работаете в Казахстане?

- Мы работаем с аэропортами Алматы, Астаны, Актау. По большому счету, если взять наши сетевые технологии, то, наверное, каждый субъект авиатранспортной отрасли во всех странах мира является нашим клиентом. Казахстан – не исключение. Мы абсолютно уверены, что количество заказчиков – казахстанских аэропортов значительно увеличится.

Если говорить про авиакомпании, то нашими крупнейшими заказчиками являются Air Astana и СКАТ.

Хочу отметить, что Air Astana и аэропорт Алматы, помимо того, что являются нашими заказчиками, являются еще и нашими акционерами.

 

Международная компания SITA – мировой лидер в области информационных и телекоммуникационных решений для авиатранспортной отрасли. SITA обеспечивает комплексное обслуживание авиакомпаний, аэропортов, глобальных дистрибутивных систем и государственных структур, предоставляя доступ к самой обширной в мире телекоммуникационной сети.

Область интересов компании охватывает все аспекты авиационной деятельности – от собственных глобальных систем связи до разнообразных решений в сфере обслуживания пассажиров, обработки багажа, полетных операций, бортового сервиса, пограничного контроля и систем связи с наземными службами.

Услугами компании более чем в 400 аэропортах по всему миру пользуются свыше 450 предприятий воздушного транспорта и 2800 других клиентов из 200 стран. Консолидированная выручка компании в 2013 году составила $1,63 млрд.

SITA управляет дочерними и совместными предприятиями, в числе которых компания OnAir, разработчик системы обеспечения мобильной связи в полете, CHAMP Cargosystems, IT провайдер для грузовых авиакомпаний, и Aviareto, создатель решений для управления авиационными активами.


Июнь, 2014
© 2018 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр


КУРСЫ ВАЛЮТ

на 18-20 августа

  • 1 USD 360.12 KZT
  • 1 EUR 409.67 KZT
  • 1 RUR 5.33 KZT

По данным Национального банка Республики Казахстан





Error message here!

Show Error message here!

Close