Обновлено: 18.04.2024, 16:26 (АСТ)

Первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан САГИНТАЕВ:
РЕЗКИЕ "РЫВКИ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕАЭС НЕ СПОСОБСТВУЮТ СТАБИЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВ


До момента подписания договора о Евразийском экономическом союзе между Казахстаном, Россией и Белоруссией остаются считаенные дни. О том, на какой стадии находится подготовка к подписанию данного документа, об основных направлениях евразийской интеграции в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан САГИНТАЕВ.

 

 - На какой стадии находится разработка проекта договора о Евразийском экономическом союзе. Какая формулировка у данного объединения в институциональной части договора – это экономический союз или возможна его трансформация в нечто большее?

     - Разработка договора о Евразийском экономическом союзе находится на завершающей стадии. 29 мая 2014 года в Астане планируется его подписание.

     В статье 1 институциональной части проекта договора о Союзе "Учреждение ЕАЭС. Правосубъектность" заложено четкое определение Союза как "международной организации региональной экономической интеграции".

     Хочу подчеркнуть, что в ходе переговорного процесса мы последовательно отстаиваем позицию о недопустимости политизации интеграционного объединения и обсуждения в его рамках вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственный суверенитет.

     Нашими партнерами из России и Беларуси на начальном этапе переговоров поднимались вопросы о включении в проект договора межпарламентской ассамблеи, проведении согласованной внешней политики, норм о сотрудничестве сторон в неэкономических сферах – по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным и административным делам, пересечения государственных границ, противодействия нелегальной миграции. Все вышеперечисленное по нашему требованию сегодня уже исключено из договора и прежде всего потому, что все они урегулированы в формате многосторонних соглашений в рамках СНГ и ОДКБ, а также в рамках двусторонних соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

     И в этом плане мы четко опирались на те задачи, которые перед нами поставил президент Казахстана: "Политический суверенитет в нашем интеграционном объединении незыблем, и это аксиома. Экономическая интеграция позволяет укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через развитие экономики" (выступление в ходе Высшего Евразийского экономического совета 24 декабря 2013 года в Москве). Более того, ведь все вы знаете, что по данному вопросу Нурсултан Абишевич еще более жестко высказался на Евразийском медиа-форуме 25 апреля 2013 года. Позволю себе процитировать: "Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу Конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее".

 

- Как Вы считаете, события на Украине, а также возможные экономические санкции со стороны Запада в отношении РФ повлияют на ход евразийских интеграционных процессов? Ведь последние события на Украине, прежде всего, ситуация с Крымом, резко увеличила число недовольных будущим интеграционным объединением в Казахстане.

      - Вопросы внешней политики относятся к национальной компетенции государств и не передаются в формат Союза.

     В Договоре есть статья 114 "Соотношение настоящего Договора с иными международными договорами", основной посыл которой сводится к следующему: ничто не запрещает нам заключать с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями международные договоры.

     Это – наш принцип многовекторной внешней политики и неслучайно президент страны Н.Назарбаев четко сформулировал позицию Казахстана в данном направлении: "Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении".

     В целом, касательно какой бы то ни было зависимости от России, можно привести много аргументов, опровергая данную теорию. Во-первых, евразийская интеграция – это, прежде всего, экономическое объединение, цель которого - снятие барьеров для движения товаров, услуг, инвестиций, трудовых ресурсов, предпринимательской активности, без какого-либо ущерба для политического суверенитета.

     К политическому моменту теоретически относим волю глав государств к развитию интеграционных отношений, опять таки основанную на чисто экономических выгодах для каждого отдельно взятого государства в рамках Таможенного союза и ЕЭП.

     Во-вторых, сфера средств массовой информации относится к чувствительным вопросам с точки зрения национальной безопасности и не является предметом экономической интеграции и ни в каком виде не передается в создаваемый Союз. Это была позиция Казахстана и, в конечном счете, она была принята нашими партнерами, поэтому информационную зависимость тоже исключаем.

     В-третьих, хорошие предпосылки создаются для интеграции высокотехнологичных отраслей, в первую очередь телекоммуникационной, где, очевидно, будет идти активный процесс слияний. Как известно, сфера информационных технологий развивается чрезвычайно быстро. Это нужно использовать при создании совместных проектов с использованием опыта мировых брендов.

     Агропромышленный комплекс также обладает огромным потенциалом формирования продовольственных запасов и экспорта продуктов питания в Европу, страны Персидского залива, Юго-Восточную Азию, Китай. Возможно, будут объединяться производители зерна, масличных культур. В создаваемом Евразийском экономическом союзе может быть создан целый кластер по выращиванию и переработке масличных культур.

     Большие перспективы существуют по использованию российской и казахстанской металлургической продукции в машиностроении. Здесь открывается большое поле для производственной кооперации промышленных предприятий.

     Все это поможет Казахстану наравне с партнерами интеграционного объединения стать конкурентоспособным производителем высокотехнологичных товаров на мировом рынке.

     По вопросам экономических санкций отмечу, что до настоящего времени неизвестно какие именно санкции будут применяться. До настоящего времени, как мы понимаем, определенность в этом вопросе отсутствует и у самих стран, намеревающихся вводить соответствующие санкции.

     В случае введения со стороны ряда стран таких мер в отношении Российской Федерации они не окажут прямого воздействия на нашу страну, так как, прежде всего, направлены эти санкции будут на Россию. Определенно мы анализируем возможные сценарии развития событий.

 

 - Где будут расположены органы управления ЕАЭС? Как будет строиться система управления? Будут ли у стран квоты в органах управления?

     - Евразийская экономическая комиссия на сегодня находится в Москве, месторасположение Суда ЕАЭС будет определено 29 мая при подписании договора о Евразийском экономическом союзе.

     Кроме того, на данный момент открытым остается вопрос создания наднационального органа по регулированию финансового рынка государств-членов Евразийского экономического союза. В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 9 декабря 2010 года месторасположение данного наднационального органа определено в Республике Казахстан.

     Если говорить о комиссии, то она состоит из двух уровней – Совета и Коллегии комиссии. Совет комиссии представлен тремя курирующими заместителями премьер-министров сторон. А в Коллегию входят по три представителя от каждого из государств "тройки".

     То же самое и в Суде Союза, куда назначаются по два судьи от каждого из государств.

     Что касается структурных подразделений как Комиссии, так и Суда Союза, то в договоре предусматривается, что должности директоров и заместителей директоров будут занимать представители сторон с учетом соблюдения принципа их равной представленности (паритетности). Остальные сотрудники будут отбираться и назначаться пропорционально долевому участию сторон в финансировании этих органов.

 

 - Как будет строиться работа суда Союза? Это будет арбитражный суд?

     - Для совершения международного правосудия в рамках Евразийского экономического союза создается постоянно действующий судебный орган - Суд Союза. Он создается из равного количества судей, направляемых каждым из государств-членов.

     Правовой статус суда, судей и сотрудников определяется приложением к договору о Евразийском экономическом союзе. Решается вопрос о месте пребывания данного органа – на территории одного из трех государств.

     Суд призван обеспечивать единообразное применение государствами-членами Союза и органами Союза договора о ЕАЭС и других международных договоров, решений органов Союза.

     Суд будет рассматривать споры по заявлению государства-члена Союза или Евразийской экономической комиссии о соответствии международного договора Союза или его отдельных положений договору, решений Комиссии, об оспаривании действия (бездействия) Комиссии.

     Этот Суд не будет рассматривать дела имущественного характера, не будет назначать выплаты за нанесенный ущерб. Он только будет устанавливать факт нарушения положений международного договора или противоречие решений Евразийской экономической комиссии заключенным международным договорам.

     К примеру, для рассмотрения конкретных споров о конкуренции, применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, промышленных субсидий требуются определенные знания.

     Для качественного рассмотрения таких споров судья Суда Союза будет привлекать независимых экспертов, рекомендуемых государствами-членами, в том числе из числа граждан третьих стран.

     Будут учитываться их опыт и профессионализм в соответствующих отраслях экономики. Эти эксперты не будут представителями государственных органов или национальных компаний. Это - независимые специалисты. Это могут быть ученые, экономисты, практики, международные эксперты, арбитры и третейские судьи.

 

 - Удается ли устранить изъятия и ограничения во взаимной торговле между участниками Евразийского экономического союза? По каким товарам удалось договориться, по какой схеме?

     - Работа по устранению изъятий и ограничений во взаимной торговле продолжается. Так, например, подготовлен проект Перечня изъятий, подлежащих устранению, либо с даты вступления в силу договора о ЕАЭС, либо по истечению переходных периодов, которые в настоящее время оговариваются. Данный перечень на стадии рассмотрения и активного обсуждения сторонами.

     Работа по устранению изъятий и барьеров проводится параллельно с подготовкой проекта договора о ЕАЭС, в котором также предусматриваются нормы по их устранению либо сохранению.

     В рамках данной работы были учтены интересы казахстанского бизнеса по имеющимся барьерам в странах-партнерах.

     Отмечу, что в этой работе активно участвовали представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана.

 

 - Ваш коллега - первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан в настоящее время далеки от достижения договоренностей по свободной торговле особо чувствительными товарами в рамках создания союза. В первую очередь, это нефть, газ, нефтепродукты, лекарственные средства, медицинские изделия и алкоголь, табачные изделия. Как Вы считаете, стороны настолько далеки от общего знаменателя по этому вопросу, что его решение можно будет искать только после мая, после подписания договора о создании союза? Как это отразится на акцизах и в целом, на налогообложении указанных типов товаров?

     - Как я отметил выше, работа по устранению изъятий ведется. Однако хочу отметить, что страны-участницы Таможенного союза не намерены одномоментно снимать все изъятия и ограничения. Дополнительно будут согласовываться сроки их устранения, переходные периоды.

     Резкие "рывки", как вы понимаете, не способствуют стабильному развитию государств.

     По названным вами товарам хочу отметить, что три страны нашли взаимоприемлемые решения.

     Так, например, на сегодня Казахстан, Беларусь и Россия договорились о формировании общего рынка нефти и газа, в рамках которого не будут применяться во взаимной торговле экспортные таможенные пошлины, а также о предоставлении доступа к газотранспортной инфраструктуре к 2025 году.

     Общий рынок лекарственных средств будет функционировать с 2016 года, соответствующее соглашение должно быть разработано и подписано не позднее 1 января 2015 года. При этом, по предложению Казахстана, предусмотрена необходимость формирования такого рынка на основе стандартов надлежащих фармацевтических практик (GMP).

     Для снятия административных барьеров во взаимной торговле алкогольной продукцией разработан проект Соглашения о регулировании деятельности участников алкогольного рынка на территориях государств – членов ТС и ЕЭП c целью унификации мер регулирования. Указанный проект соглашения был инициирован Республикой Казахстан и предусматривает нормы по устранению барьеров во взаимной торговле и установлению единых правил обращения этилового спирта и алкогольной продукции на таможенной территории ТС. Кроме того, проект соглашения устанавливает единые обязательные требования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, меры государственного регулирования, нормы по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, а также нормы по маркировке алкогольной продукции учетными марками.

 

 - Не менее чувствительным вопросом является и регулирование банковского сектора, вернее, создание единого банковского регулятора. Насколько известно, финансовые органы стран договариваются о том, что рынок будет с определенными изъятиями действовать до 2025 года, он будет в течение 10 лет проходить сложный период гармонизации законодательства и гармонизации регулирования. О каких изъятиях идет речь? Они будут устраняться на протяжении этого срока постепенно или сразу? Наднациональный финансовый и банковский регулятор будет тоже создан в 2025 году или раньше?

     - В ходе обсуждений Казахстан, Беларусь и Россия договорились, что к 2025 году государства-члены осуществят гармонизацию своего законодательства в сфере финансового рынка.

     Направления, требования и условия гармонизации, в том числе регуляторные требования, будут определены в договоре о ЕАЭС и в Соглашении о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-участников ЕЭП, работа над которым сейчас продолжается.

     Предполагается, что на первом этапе (2015-2020 гг) разработанные и утвержденные требования будут носить рекомендательный характер. После 2020 года указанные требования будут обязательными для соблюдения надзорными органами государств-участников Евразийского экономического союза.

     И только после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков (то есть в 2025 году) государства-члены примут решение о полномочиях и функциях наднационального органа по регулированию финансового рынка.

     При этом отмечу, что передачи надзорных функций наднациональному органу не предусматривается.

 

 - В какую сумму эксперты трех стран оценивают приток дополнительных инвестиций при функционировании Евразийского экономического союза?

     - Как Вы знаете, одной из основных целей участия Казахстана в евразийской интеграции является расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций, в том числе в перерабатывающие секторы экономики.

     Показательным является пример роста объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в обрабатывающую промышленность Казахстана. Так, с момента создания Таможенного союза объемы ПИИ в обрабатывающую промышленность Казахстана увеличились на 88% - с $1,8 млрд в 2009 году до $3,4 млрд в 2012 году. При этом общие объемы ПИИ за вышеназванный период выросли на 34% - с $21,4 млрд до $28,3 млрд.

     С созданием Евразийского экономического союза мы видим продолжение и углубление позитивной тенденции.

 

 - Интерес к Таможенному союзу проявляют несколько стран. Среди первых претендентов на членство в ТС – Киргизия и Армения. В случае, если эти страны в ближайшем будущем оформят свои отношения с ТС, то как будет потом осуществлена их интеграция в ЕЭП и Евразийский союз? Просматриваются ли какие-то риски от участия данных стран в союзе?

     - Прежде всего – о подходах этих государств. Если Кыргызстан подал заявку вступить в Таможенный союз, то Армения изъявила желание присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

     Начнем с Армении. Официальное заявление от Армении было подано в прошлом году. Казахстаном, Беларусью и Россией при участии Евразийской экономической комиссии с одной стороны, и Еревана с другой стороны, совместно разработана и в конце прошлого года утверждена соответствующая "дорожная карта".

     В ней детально расписаны все конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения, которые должны быть исполнены армянской стороной. И на сегодняшний день можно сказать, что Армения уже по большей части выполнила необходимые мероприятия.

     Мы также поддерживаем присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу. В настоящее время соответствующая "дорожная карта" в целом согласована, необходимо провести процедуры согласования и рассмотрения на заседаниях Коллегии и Совета Евразийской экономической комиссии и вынесения для подписания на заседании Высшего Евразийского экономического совета. В целом, мы с оптимизмом воспринимаем активность работы кыргызской стороны.

     Отмечу, что каждая из присоединяющихся стран должна выполнить необходимые мероприятия, в том числе по безопасности границ, внесению определенных изменений во внутреннее законодательство, обеспечить высокий уровень оснащения органов и организаций, обеспечивающих безопасность продукции.

     Такие мероприятия должны быть выполнены соответствующими странами в рамках реализации "дорожных карт". Это позволит исключить любые риски от присоединения новых стран-членов.

 

 - Спасибо за интервью!


Май, 2014
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close