Обновлено: 19.04.2024, 21:57 (АСТ)

Руководитель отдела внешней политики аппарата президента Кыргызстана Сапар ИСАКОВ:
НИ В КАКОМ ВАРИАНТЕ АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ "МАНАСА" ПОСЛЕ 11 ИЮЛЯ 2014 ГОДА НЕ БУДЕТ


Руководитель отдела внешней политики аппарата президента Кыргызстана в ранге заместителя руководителя аппарата Сапар ИСАКОВ рассказал "Интерфаксу" о современных приоритетах внешней политики республики, о ее партнерах и планах, о сотрудничестве с ОДКБ и другими региональными организациями, а также о выводе американского Центра транзитных перевозок из международного аэропорта "Манас".

- Сапар Джумакадырович, какой видится руководству Кыргызстана его внешняя политика, которая, несомненно, является визитной карточкой страны?

- Внешняя политика республики должна быть предсказуемой, последовательной и экономически выгодной. Ее важно подчинить внутренним потребностям страны и ожиданиям граждан. Международное сообщество должно видеть в нас равного, крепкого и надежного партнера, который четко следует принятым на себя обязательствам и нормам международного права, и, вместе с тем, способен защитить собственные национальные интересы.

- Прошлое руководство страны ни раз упрекали в отсутствии четких внешнеполитических ориентиров. В последние два-три года Кыргызстан стал более активным, более заметным на международной арене. Что изменилось? На чем основывается внешняя политика республики, кто ее основные партнеры и в чем заключается основные приоритеты?

- Действительно, в последнее время мы стали более активны во внешней политике. Об этом можно судить по тем мероприятиям, которые были проведены, в том числе саммиты и встречи, прошедшие в Кыргызстане в 2012-2013 году, а также по географии зарубежных поездок президента. Активная внешнеполитическая деятельность также является одним из факторов стабильности в республике.

Сегодня Кыргызстан нацелен на построение более тесных взаимоотношений с партнерами. Путем различных визитов мы демонстрируем всему миру приоритеты внешней политики, которая однозначно базируется на принципах многовекторности с соблюдением наших национальных интересов. И в этих взаимоотношениях мы выделяем наших основных партнеров.

Наш главный стратегический партнер – Россия. Такое отношение к РФ продиктовано глубокой исторической связью, мы общаемся на русском языке, в Конституции страны русский язык определен как официальный . Это невозможно перечеркнуть. В ином случае, как правило, это приводит к тяжелым последствиям, но ни для политического бомонда, а для людей, которые живут в этих странах.

Отношения с Россией ни в коем случае не уменьшают значимости других наших партнеров. С КНР у Кыргызстана стратегическое партнерство. Казахстан мы рассматриваем как очень близкую, братскую страну, экономического партнера.

Для нас важно сотрудничество с Узбекистаном. Да, есть определенные вопросы, но они решаются в двустороннем порядке. В мае 2013 года в Бишкеке с официальным визитом побывал президент Таджикистана, были подписаны важные документы, и одна из самых главных тем на сегодня – это ускорение вопросов по делимитации и демаркации госграницы между нашими странами. Для нас важно сотрудничество с США, Турцией, и странами Евросоюза. В этом году президент Алмазбек Атамбаев совершил официальные визиты в Японию и Корею, рабочий визит в Бельгию и посетил институты ЕС в Брюсселе. Лейтмотивом данных мероприятий стала поддержка нашими партнерами усилий Кыргызстана по строительству беспрецедентной для региона формы демократического развития и парламентаризма, и достигнуты договоренности по оказанию содействия в реформировании избирательной системы республики.

- Несмотря на такую внешнеполитическую активность Кыргызстана, основной международной интригой все-таки остается планируемый в июле 2014 года вывод расположенного в международном аэропорту "Манас" американского Центра транзитных перевозок (ЦТП). Руководство страны в категоричной форме заявило, что в срок до 11 июля 2014 года ЦТП должен покинуть республику, но в 2009 году американская авиабаза просто сменила вывеску, и многие эксперты предрекают ЦТП похожее будущее. Так что же будет с американским транзитным центром в июле 2014 года?

- Американских военных после вывода ЦТП в июле следующего года в международном аэропорту "Манас" не будет. Это я открыто заявляю.

- Возможно ли заключение нового соглашения с США, по которому американцы все-таки останутся в "Манасе"?

- Никакой вариант присутствия американских военных в аэропорту "Манас" не обсуждался и не обсуждается, и не будет обсуждаться. Кыргызстан не планирует заключать нового соглашения с США, по которому в "Манасе" могут оставаться военнослужащие США. Ни в каком варианте американских военных на территории "Манаса" после 11 июля 2014 года не будет.

Между тем мы, не переставая, приглашаем американских коллег к сотрудничеству в реализации проекта по созданию гражданского хаба, чтобы в "Манас" летали гражданские воздушные суда, чтобы определенные американские компании осуществляли перевозку грузов через Кыргызстан.

- А что будет с территорией, которую сейчас занимает ЦТП, и с его инфраструктурой?

- Я хочу подчеркнуть, что после вывода ЦПТ в июле 2014 года исключительно в экономических интересах нашей страны, для обеспечения ее дальнейшего экономического развития, существующая инфраструктура ЦТП будет трансформирована в гражданский объект, она будет служить как международный транспортный узел (региональный хаб).

- У многих в Кыргызстане есть опасения, что вывод американского ЦТП может оказать серьезное влияние на уровень отношений республики и США, и некоторые даже предрекают охлаждение в отношениях между странами?

- США для нас очень важный партнер, с которым у нас высокий уровень взаимоотношений. У нас имеются договоренности и реализуются проекты в различных сферах. Да, в 2014 году ЦТП свернет свою деятельность, но помимо этого мы с США обсуждаем много вопросов, в том числе связанных с теми демократическими преобразованиями, которые у нас происходят. Мы продолжаем сотрудничество с США и настроены эти взаимоотношения только наращивать во всех областях, которые будут интересны для нашей страны.

Мы не собираемся прекращать с США и наши взаимоотношения и в области укрепления безопасности. Это, прежде всего, оказание поддержки Киргизии по строительству каких-либо объектов для нужд силовых ведомств, это взаимодействие в области предупреждения и пресечения наркотрафика и другие вопросы. В этом направлении мы также собираемся двигаться только вперед с учетом наших интересов.

- Можно ли говорить о том, что в следующем году, когда ожидается вывод коалиционных сил из Афганистана, можно ожидать какой-то трансформации в сторону укрепления или большей активизации наших отношений с такими региональными организациями, как ОДКБ и ШОС в сфере обеспечения безопасности Кыргызстана?

- Эта трансформация уже происходит. Майский саммит ОДКБ в Бишкеке показал это. В рамках ОДКБ принимаются более прагматичные решения, которые имеют практическую реализацию и будущее. Одним из таких важных пунктов стало решение глав государств о проработке вопроса строительства железной дороги Россия – Казахстан – Кыргызстан – Таджикистан, которая, в первую очередь, с точки зрения безопасности и получения экономической выгоды, будет соответствовать интересам всех стран Организации.

Кроме того, и на закрытых, и на открытых встречах глав – государств ОДКБ очень серьезно обсуждался вопрос обеспечения безопасности в регионе после сокращения в 2014 году Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане. Это очень серьезный вопрос, в первую очередь для нашей страны. У Кыргызстана появилась вера в то, что ОДКБ готова решать эти вопросы, что наглядно было продемонстрировано на саммите Организации в Сочи, когда было принято решение об оказании поддержки Таджикистану. Именно практической, конкретной поддержки по выделению военной помощи. И я еще скажу, что сегодня проводятся переговоры с РФ по оказанию аналогичной поддержки Кыргызстана в рамках наших двусторонних отношений. Вот это и есть практическая реализация вопросов, связанных с обеспечением безопасности.

Мы самым серьезным образом готовимся ко всем моментам, которое могут последовать после вывода сил коалиции из Афганистана, изучаем, пристально следим за событиями в этой стране.

- Многие эксперты говорят о том, что наблюдаемая в последние два года активизация сотрудничества с Россией, якобы, напрямую связана с выводом ЦТП, так ли это?

- Это абсолютно не соответствует действительности. Никакого торга между странами не было. Решение о выводе ЦТП является суверенным решением нашей страны. Об этом было объявлено Главой государства еще в 2010 году.

- Как на сегодняшний день развиваются отношения Кыргызстана и России, как продвигается реализация совместных проектов?

-С момента вступления в должность президента Алмазбека Атамбаева сотрудничество с Россией отличается наибольшей активностью, свидетельством чему стали регулярные контакты между главами государств. Мы сегодня констатируем оживление отношений с РФ: совместно были приняты важные решения о поэтапном списании Россией государственного долга Кыргызстана в размере более $ 500 млн., принято решение о сотрудничестве в сфере поставки нефти и нефтепродуктов. Кроме того, подписано соглашение о размещении в Кыргызстане объединенной российской военной базы, а также подписаны соглашения и разработан план действий по строительству гидроэлектростанций в республике.

На сегодняшний день в Кыргызстане самым активным образом работает компания "РусГидро", при участии которой будет построен и запущен Верхне-нарынский каскад, состоящий из 4 ГЭС. Там уже все готово к тому, чтобы начать полномасштабную стройку. Стороны утвердили ТЭО проекта, и работа идет полным ходом.

Что касается строительства ГЭС Камбар-Ата 1, то сейчас идет активная работа над ТЭО проекта. Российская компания "Интер РАО", которая является оператором проекта, выделила достаточно внушительную сумму, чтобы осуществить ТЭО проекта. Мы ждем, что оно будет готово в следующем году, и после чего мы начнем активно двигаться в этом направлении. Но, как заявляли лидеры наших стран, Кыргызстан и Россия ожидают участия в этом проекте наших соседей: Казахстана и Узбекистана. Мы готовы реализовывать этот проект на четверых, так как в этом случае он будет иметь очень позитивный и долговременный характер.

- В Узбекистане до сих пор звучит критика в адрес будущего строительства ГЭС Камбар-Ата 1, и высказываются серьезные опасения относительно энергетического и экологического равновесия в регионе. Может быть, ожидания участия Узбекистана в Камбар-Ате безосновательны?

- Сначала хочу подчеркнуть, что Казахстан заинтересован в этом проекте, о чем неоднократно заявляли официальные лица. Мы с оптимизмом ждем участия Узбекистана в этом проекте, но это ожидание не может быть бесконечным, я говорю это откровенно, потому что Киргизия тоже должна развивать свою экономику. Этот проект принесет выгоду всем странам региона. Строительство данной ГЭС, о чем говорил и президент Атамбаев, проектировалось еще в советское время в Ташкенте, в Ташкентгидропроекте. Проект задумывался для того, чтобы страны нижнего течения реки Нарын (Сырдарья), Казахстан и Узбекистан, могли в вегетационный период получать в достаточном количестве воду. Для этого зимой ее необходимо накапливать в Токтогульском водохранилище, не задействуя мощности Токтогульской ГЭС, а электроэнергию вырабатывать в Камбра-Ата 1 не только для нужд Кыргызстана, но и для всего энергокольца региона.

Мы на экспертном уроне и на официальных встречах каждый раз это объясняем, даем пояснения нашим узбекским коллегам. Любой риск обсуждаем, и всегда можно придти к консенсусу по этому поводу. Поэтому мы с оптимизмом ждем решения Узбекистана.

- Реализации каких еще проектов с РФ можно ожидать в ближайшее время?

- Мы получили важный сигнал от российских коллег, что "Дастан" (киргизское оборонное предприятие - ИФ) России нужен! Я думаю, по этому поводу состоятся переговоры, и есть перспективы в этом направлении.

- После государственного визита в Кыргызстан в сентябре этого года председателя КНР Си Цзиньпиня и договоренности о реализации крупных проектов многие эксперты стали говорить о возможном столкновении интересов КНР и России, это соответствует действительности?

- На примере Кыргызстана я могу сказать, что у нас идет абсолютно гармоничная работа с этими странами. Мы видим, что есть полное понимание, интересы наши – Кыргызстана, КНР и Российской Федерации - совпадают по всем аспектам и повестке дня как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях.

Действительно, за последние два года сотрудничество в китайском направлении заметно активизировалось. В сентябре 2013 года Кыргызстан и Китай вышли на новый уровень взаимодействия – стратегическое партнерство. В прошлом и нынешнем годах правительство КНР выделило Кыргызстану ряд крупных многомиллионных кредитов, в том числе для строительства высоковольтной подстанции "Датка", строительства ЛЭП "Датка-Кемин", модернизации ТЭЦ Бишкека, строительства автодороги "Север-Юг", а также строительства и эксплуатации газопровода "Кыргызстан-Китай". Некоторые из этих проектов уже реализуются, другие будут реализованы в 2014 – 2015 годах .

- Каковы перспективы экстрадиции из Белоруссии и Великобритании находящихся там членов семьи бывшего президента Курманбека Бакиева, а также членов их окружения? Оказало ли их нахождение там влияние на дипотношения между Кыргызстаном и этими странами?

- Кыргызстан действительно проводит определенную политику в отношении Белоруссии и Великобритании. Невыдача преступников (бывший президент, его родной младший брат и сын приговорены на родине к длительным срокам заключения - ИФ) этими странами накладывает определенный отпечаток на наши двусторонние взаимоотношения. Сегодня МИД и правоохранительные органы нашей республики проводят активную работу по экстрадиции разыскиваемых лиц. Главой государства дана четкая установка, что мы должны добиваться всеми законными методами, которые гарантированы международным правом, выдачи этих преступников. С Белоруссией у нас уже пошли подвижки, и это сигнал о том, что в этой работе есть большие перспективы. У нас есть также большие позитивные ожидания от британской стороны.

- В Кыргызстане очень активная внутриполитическая жизнь, не влияют ли события, происходящие здесь, на интерес инвесторов, их готовность вкладывать средства в экономику страны?

- Инвесторы проявляют к Кыргызстану очень большой интерес, на адрес президента приходит много писем, причем интерес проявляется к различным сферам экономики и предлагаются крупномасштабные проекты, проекты в малом и среднем бизнесе. Я считаю, что этот интерес обусловлен тем, что в Кыргызстане сегодня создана такая государственная система сдержек и противовесов, где все открыто. Это обстоятельство уже говорит о том, что в Кыргызстан надо заходить. Кроме того, сегодня президент Атамбаев очень активно борется с проявлениями коррупции, он бросил активный вызов и решительно борется с коррупционерами, и это тоже является свидетельством того, что в Кыргызстан сегодня нужно заходить и вкладывать свои средства.

- Кыргызстан намерен вступить в Таможенный Союз России, Казахстана и Белоруссии. Для страны это политический или экономический проект?

- Кыргызстан рассматривает этот вопрос не как политический, а как экономический. Но мы исходим из того, что наше членство в Таможенном Союзе не должно вредить нашему членству в ВТО. Мы должны понять, что, вступая в ТС, мы не навредим нашему обществу, нашей экономке и положению наших граждан. Вступая в Таможенный Союз, мы должны четко осознавать, что наши коллеги по данному объединению нам могут помочь и поддержать в первые несколько лет. И мы приняли такое политическое решение вступить в ТС с учетом интересов Кыргызстана, если эти интересы будут подержаны нашими партнерами и коллегами по ТС.

 

- Спасибо за интервью!


Декабрь, 2013
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close