Обновлено: 25.12.2025, 17:07 (АСТ)

25.12.2025

ИТОГИ ГОДА: Причал тревоги нашей - КТК проходит полосу штормов


Москва. 25 декабря. ИНТЕРФАКС - Каспийский трубопроводный консорциум - один из примеров межгосударственного сотрудничества в энергетике, стирающего политические границы. А теперь еще и символ того, что политические границы все-таки никуда не делись - со всеми вытекающими последствиями.

КТК в начале 2025 года мог рассчитывать на рекордно продуктивные и спокойные 12 месяцев. 2024 год, на контрасте с предыдущими, прошел без потрясений - ни разливов нефти, ни существенных финансовых взысканий за них, ни критических неисправностей на объектах компании не возникало. Более того, она поработала над гибкостью системы, завершив так называемый "Проект устранения узких мест": мощность транспортировки нефти по территории РФ и перевалки на морском терминале увеличилась до 82 млн тонн в год, по территории Казахстана - до 72 млн т/г. В дополнение к этому крупнейший грузоотправитель по нефтепроводу "Тенгиз-Новороссийск" - "Тенгизшевроойл" - в январе завершил затянувшийся экстренный ремонт на объектах месторождения Тенгиз, да и череда плановых остановов на месторождениях Казахстана осталась позади. Все давало основания полагать, что 2025 год будет позитивным.

Но он стал полной противоположностью предыдущему. К привычным остановкам отгрузки в связи с погодными условиями (ритмичность работы морского терминала подвержена влиянию штормов осенью и зимой) и плановыми ремонтами добавились регулярные атаки беспилотников на объекты системы, а также выводы ВПУ из эксплуатации по требованию надзорных органов и из-за локальных сбоев.

План транспортировки в начале 2025 года составлял 76 млн тонн нефти - почти на 21% больше, чем в спокойном 2024 году. Несмотря на все невзгоды, в операционной части КТК хорошо держался бОльшую часть года - по состоянию на 21 ноября консорциум поставил на экспорт свыше 65,5 млн тонн нефти (+16%). Тем не менее, прогноз прокачки просел до 72 млн тонн, и, с учетом всех возникших обстоятельств, это не предел снижения.

БЕДА ПРИШЛА ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ

С первыми проблемами КТК столкнулся 17 февраля. Крупнейшая нефтеперекачивающая станция консорциума на территории РФ - "Кропоткинская" в Кавказском районе Кубани - была атакована беспилотными летательными аппаратами. К тому моменту система "дышала полной грудью" лишь неполные две недели: с 4 февраля в эксплуатации были все три ВПУ, ранее поочередно выводившиеся на плановую замену шлангов.

Работу НПС пришлось остановить, транспортировку нефти по трубопроводной системе Тенгиз-Новороссийск перевести на сниженные режимы перекачки. Самые тревожные прогнозы, озвученные "Транснефтью" (акционер консорциума, владеющий 7% и управляющий 24%-ным пакетом РФ) давали ориентир снижения объемов транспортировки нефти из Казахстана примерно на 30%.

Атака на Кропоткинскую НПС вызвала откровенное недоумение. К 2025 году была проведена достаточная разъяснительная работа, чтобы весь мир понял, что объекты КТК являются не столько частью российской энергетической инфраструктуры, сколько критически важным маршрутом экспорта нефти из Казахстана в Европу. По той же причине консорциум выведен из-под всех действующих санкций в отношении российской нефтегазовой отрасли. В 2024 году через НПС "Кропоткинская" было перекачано свыше 63 млн тонн нефти, около 90% которой поступили с территории Казахстана.

"Мы исходили, что это не может быть объектом для нападения. Это, строго говоря, не российский объект. Это объект международной энергетической инфраструктуры, - пояснил позже президент РФ Владимир Путин отсутствие средств ПВО на НПС "Кропоткинская". - Мы и денег-то за этот транзит получаем, образно говоря, пять копеек. Это для нас и экономического смысла не имеет. Мы просто предоставляем услугу нашим казахстанским друзьям и тем партнерам, которые работают в Казахстане, и нефть, которая добывается в рамках соглашения о разделе продукции, фактически является собственностью компании, которая ее добывает".

МИД Казахстана заявлял, что "находится на связи с украинскими коллегами по вопросу обеспечения безопасности системы КТК". Как позже отмечал глава консорциума Николай Горбань, ответа от дипломатов Украины не последовало: "К сожалению, констатировать можно, что украинская сторона никак не отреагировала на их запрос, и мы не получили никакого ответа - либо каких-то гарантий, либо каких-то извинений в этом плане".

Драматического снижения показателей прокачки нефти удавалось избегать. Минэнерго РК еженедельно подтверждало, что транспортировка по системе КТК осуществляется без ограничений и в штатном режиме. Появлялись сообщения о планах Казахстана сократить объемы экспорта нефти по системе в марте, однако в апреле стало известно, что объемы отгрузки не снижались.

"Запущена резервная линия (транспортировки - ИФ) в обход Кропоткинской. Частично там объемы прокачки меньше, но в целом - это не критично", - пояснял ситуацию вице-премьер РФ Александр Новак.

19 марта от атак БПЛА пострадала еще одна НПС, сдающая нефть в систему, - "Кавказская" (обеспечивает перевалку нефти с железнодорожных цистерн) в Краснодарском крае. Возникший на станции пожар тушили семь дней. Как отмечалось в сообщении "Транснефти", юридически эта НПС не принадлежит КТК, однако удар по ней повлияет на выполнение плановых работ: "Как следствие - доходы КТК, как и дивиденды его акционеров, среди которых есть компании из США, снизятся".

24 марта была пресечена новая попытка атаковать "Кропоткинскую": "В результате действий российских средств ПВО украинский ударный БПЛА был перехвачен в семи километрах от объекта международной энергетической инфраструктуры с падением фрагментов в районе железнодорожной станции Кавказская", - сообщало Минобороны РФ.

ОТГОЛОСКИ ЧУЖОГО РАЗЛИВА

Параллельно с восстановлением "Кропоткинской" в конце марта развивалась другая драма. Внеплановая проверка, организованная Ространснадзором после декабрьского крушения танкеров в Керченском проливе, выявила у КТК нарушения лицензионных требований и требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта. В результате "Российский морской регистр судоходства" (РМРС) приостановил класс ВПУ-1 и ВПУ-2. Консорциум был вынужден остановить эксплуатацию агрегатов и продолжать экспортные отгрузки только через ВПУ-3.

Штатный режим работы морского терминала предполагает отгрузку с двух ВПУ и сохранение одного агрегата в резерве.

В начале апреля Приморский районный суд Новороссийска рассмотрел дело об административном правонарушении АО "КТК-Р" (оператор системы КТК на территории РФ) и решил, что в приостановке работы ВПУ нет необходимости. Это позволило консорциуму восстановить полную пропускную способность системы, оперативно вернув в эксплуатацию ВПУ-1.

Вместе с тем на КТК наложили штраф в 200 тыс. руб. и обязательство устранить выявленные нарушения до 30 июня 2025 г.

Была подана заявка на восстановление класса и ввод в эксплуатацию ВПУ-2 в середине июня, однако инспекция РМРС состоялась только в августе. Консорциум подчеркнул, что времени даром не терял: "В период простоя на ВПУ-2 были заменены все плавучие и подводные шланги согласно плану 2025 года, а также два гидрокомпенсатора".

Операционные результаты показали, что, несмотря на выбытие НПС "Кропоткинская" (КТК вернул ее в строй 23 мая) и двух ВПУ, "обошлось": в первом полугодии "Каспийский трубопроводный консорциум" отгрузил 36,024 млн тонн нефти (+8,5% к I полугодию 2024 года). В пересчете на полугодие от первоначального годового плана в 76 млн тонн КТК отстал лишь на 5%.

В июне глава консорциума Николай Горбань озвучил журналистам актуализированный прогноз прокачки - 74 млн тонн.

РЕМОНТЫ ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ

После возвращения в эксплуатацию ВПУ-2 консорциум продолжил плановые работы по замене плавучих и подводных шлангов на остальных агрегатах. С 15 августа начался планово-предупредительный ремонт выносного причального устройства N3. Предполагалось, что работы займут три недели при условии благоприятной погоды. Отгрузка нефти на морском терминале КТК осуществлялась штатно - через два выносных причальных устройства (ВПУ-1 и ВПУ-2).

Однако 29 августа ситуация изменилась. Около 30 кубометров нефти вышло на поверхность моря во время грузовой операции на танкер T.Semahat в результате срабатывания морского разрывного соединения на шлангах выносного причального устройства N2. Нештатная ситуация вынудила консорциум вновь вывести ВПУ-2 из эксплуатации на неопределенный срок.

КТК в очередной раз мобилизовался и оперативно ввел ВПУ-3 после плановых работ - уже 1 сентября агрегат был введен в эксплуатацию. Параллельно консорциум завершил ликвидацию последствий разлива нефти с ВПУ-2. Позже он добровольно возместил 179,3 млн руб. ущерба, нанесенного водному объекту.

Выносное причальное устройство N2 было возвращено в работу примерно в середине сентября - об этом только в октябре сообщил Горбань: "ВПУ-2 полностью отремонтировано, полностью проверено госорганами, оно уже в работе. Уже, наверное, месяц".

В период с июля по сентябрь консорциум сократил отставание от первоначального плана: по итогам 9 месяцев КТК перевалил 55,51 млн тонн нефти (+12% г/г), что ниже запланированного лишь на 2,6% (при условии, что в план заложена равномерная транспортировка от месяца к месяцу).

В октябре глава консорциума сообщил о новой корректировке плана транспортировки нефти - до 72 млн тонн.

НОВЫЕ АТАКИ

Осенью на первый план снова вышли удары по объектам консорциума. В конце сентября в результате массированной атаки на Новороссийск был поврежден офис АО "КТК-Р", в ноябре такая же участь постигла административный корпус морского терминала.

Оба инцидента не повлияли на сдачу нефти грузоотправителями в систему Тенгиз-Новороссийск. Эти и другие инциденты, связанные с украинскими БПЛА, до сих пор приводили лишь к кратковременным приостановкам грузовых операций на морском терминале (каждый раз при объявлении сигнала "Беспилотная опасность").

В конце ноября грянул гром. "29 ноября 2025 года, в 04:06 мск, в результате целенаправленной террористической атаки безэкипажными катерами (БЭК) в акватории Морского терминала КТК получило значительные повреждения выносное причальное устройство (...). Дальнейшая эксплуатация ВПУ-2 не представляется возможной", - сообщил консорциум.

"На ВПУ-2 есть существенные повреждения. Есть большая пробоина - 2,5-3 метра, которая образовалась из-за направленного взрыва", - констатировал министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов.

КТК вновь столкнулся с дефицитом перевалочных мощностей, так как чуть ранее - 12 ноября - вывел из эксплуатации третий причал на предупредительный ремонт. "Мы выполняем программу замены шлангов 2026 года для того, чтобы в следующем году обеспечить стабильную работу ВПУ-3 при операциях по замене ВПУ-1 И ВПУ-2, которые, как ожидается, начнутся с конца весны 2026 года", - пояснили тогда "Интерфаксу" в пресс-службе консорциума.

При этом ноябрь-декабрь - не те месяцы, когда можно существенным образом форсировать ремонтные работы на объектах морского терминала, поскольку в разгаре сезон штормов. Прогнозный срок работ на ВПУ-3 - до двух месяцев, в зависимости от погодных условий. КТК снова остался лишь с одним причальным агрегатом в строю, предположительно до середины января.

Аккенженов обещал, что плановый ремонт ВПУ-3 будет завершен 15 декабря, однако эти надежды не оправдались. Сильные ветра в акватории морского терминала осложнили работы, и по сей день для выполнения погрузочных операций доступно только ВПУ-1.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Можно предположить, что консорциум относительно быстро оправится от потери ВПУ-2. КТК еще в 2023 году заявил о намерениях в 2026-2027 годах заменить этот и еще один причальный агрегат.

За два дня до атаки на ВПУ-2 акционеры консорциума посетили производственную площадку судоремонтного завода Drydocks World Dubai для оценки готовности двух новых выносных причальных устройств. Отмечалось, что агрегаты, которые должны заменить ВПУ-1 и ВПУ-2, практически готовы: "Финализация изготовления обоих изделий будет осуществлена в декабре 2025 года". Кроме того, в сентябре-октябре КТК в рамках подготовки к замене указанных причальных устройств установил в проектное положение на дне 12 якорей-кессонов (удерживающие устройства).

Министр энергетики Казахстана в декабре заявил, что прорабатывается вопрос об ускорении процесса поставки новых ВПУ в Новороссийск: "Планировалась поставка в апреле изначально, но сейчас мы форсируем". Приведет ли досрочная поставка к досрочной установке - неизвестно, так как до апреля будет продолжаться сезон штормов.

К слову, ВПУ-3 тоже будет заменено, но позже - в 2027-2028 годах. Его, как предполагается, сменит агрегат российского производства. В июне Горбань сообщал, что разработка соответствующей технологии и проектирование завершены, однако исполнение контракта с российским производителем - калининградским ООО "Кливер" - пока приостановлено: "Это решение акционеров, но наработки сохранены и возможно будут применены в будущем".

Согласно отчету АО "КТК-Р", стоимость контракта на проектирование, изготовление, испытание и поставку отечественного выносного причального устройства составила порядка 6,5 млрд рублей.

Финансовые последствия атак консорциум, вероятно, сможет хотя бы частично покрыть страховкой. По крайней мере, в случае с НПС "Кропоткинская" КТК обратился в страховую компанию за возмещением ущерба, оцененного в 2,7 млрд руб. Глава консорциума отмечал, что сумма включают в себя как прямые убытки (от разрушений), так и косвенные, в частности связанные с повышенными затратами на применение противотурбулентной присадки при транспортировке нефти.

"Какая сумма будет компенсирована, я думаю, мы сможем сказать не ранее, чем к концу года. Потому что, вы знаете, процесс согласования со страховыми компаниями всегда очень сложный и долгий", - добавил Горбань.

Кроме того, КТК инициировал процедуру, направленную на взыскание суммы ущерба с украинской стороны: "Мы как такового юридического международного статуса не имеем, поэтому мы не можем напрямую в международный суд подать иск. Но есть процедура, которую мы инициировали для подачи иска".

Пока консорциум не сообщал о сумме ущерба, нанесенного ноябрьскими атаками на его объекты.

Влияние вывода из строя ВПУ-2 на операционные результаты пока можно оценить только по заявлениям Минэнерго Казахстана. Временная корректировка добычи на месторождениях страны составила порядка 480 тысяч тонн (по данным на 11 декабря). При этом министр подчеркнул, что план добычи на этот год будет выполнен.

Позже Минэнерго РК пояснило, что операционной деятельности участников крупных проектов - "Тенгизшевройл" (ТШО, оператор месторождения Тенгиз), North Caspian Operating Company (NCOC, оператор Кашагана) и Karachaganak Petroleum Operating (KPO, разработчик Карачаганака) - ничего не угрожает, работа ведется в рамках действующих соглашений. При этом Казахстан заявил о перенаправлении экспорта нефти по альтернативным маршрутам "в целях минимизации негативных последствий и сохранения темпов добычи на крупных месторождениях".

Увеличение объемов поставок по экспортным направлениям в декабре по сравнению с первоначальным графиком, утвержденным Минэнерго Казахстана, составляет: Атырау-Самара - на 232 тыс. тонн, Китай - на 72 тыс. (через нефтепровод Атасу-Алашанькоу - ИФ); порт Актау (в направлении Баку-Тбилиси-Джейхан) - на 58 тыс., сообщил "Казтрансойл" 10 декабря. Этот объем соответствует примерно 6-7% ежемесячной транспортировки казахстанской нефти по КТК.

Казахстан пока еще в процессе оценки убытков для бюджета республики, но существенных потерь, по крайней мере в этом году, не ожидает.

Есть и политические последствия у атак на объекты КТК. 30 ноября МИД Казахстана выразил протест в связи с очередной целенаправленной атакой на критическую инфраструктуру международного Каспийского трубопроводного консорциума. "Произошедшее является уже третьим актом агрессии против исключительно гражданского объекта, функционирование которого гарантировано нормами международного права. (...) Рассматриваем произошедшее как действие, наносящее ущерб двусторонним отношениям республики Казахстан и Украины, и ожидаем от украинской стороны принятия действенных мер по недопущению подобных инцидентов в будущем", - заявил представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров.

МИД Украины в ответ заверил, что "никакие действия украинской стороны не направлены против Республики Казахстан или других третьих сторон", назвав их реализацией гарантированного уставом ООН права на самооборону и ослаблением военно-промышленного потенциала противника. Гарантий впредь не атаковать объекты КТК в заявлении нет.

АКЦИОНЕРЫ ПРИШЛИ В ДВИЖЕНИЕ

Очередную порцию внимания консорциум получил в 8 декабря, когда Владимир Путин своим распоряжением разрешил кипрской Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited совершение сделок с акциями "Каспийского трубопроводного консорциума-Р". Объявленные в октябре Великобританией и США санкции в отношении "Роснефти" и "ЛУКОЙЛа", а также участившиеся атаки на инфраструктуру КТК привели к появлению теорий, что российские участники покинут проект "во благо". Будто бы такой шаг мог снизить токсичность для иностранных акционеров, митигировать санкционные риски, а также привести к "потере интереса" ВСУ к объектам системы.

Вскоре выяснилось, что Shell не намерена продавать долю в российском операторе КТК. Разрешение президента РФ получено с целью упростить структуру владения акциями КТК, ликвидировав совместное предприятие с "Роснефтью", пояснила компания.

Согласно отчетности Shell, компания владеет 7,4% акций КТК через три юрлица. Два из них полностью принадлежат англо-голландской компании, а третье - Rosneft-Shell Caspian Ventures Ltd (распоряжается пакетом 7,5% в КТК) - совместное предприятие с "Роснефтью", в котором у Shell 49%. Таким образом, в случае разделения долей "КТК-Р" (и "КТК-К" тоже) после ликвидации Rosneft-Shell Caspian Ventures "Роснефть" напрямую будет владеть 3,825%, Shell - 3,675%.

Вместе с тем акционерный состав консорциума может поменяться и в связи с наложенными в октябре на "ЛУКОЙЛ" санкциями Великобритании и США. На фоне плохих новостей нефтяная компания объявила о намерении продать зарубежные активы, а они, как и 12,5% в КТК, числятся на LUKOIL International GmbH. В случае, если данные зарубежных СМИ верны и "ЛУКОЙЛ" действительно предпочитает продажу единым пакетом, есть вероятность, что КТК обзаведется новым акционером. Не исключен и вариант, что кто-то из действующих расширит свое участие.

ГОД ГРЯДУЩИЙ

Детальные планы относительно объема транспортировки нефти по системе КТК пока не известны, однако есть понимание, что в 2026 году они уступят результату текущего года.

"На следующий год планов еще нет, мы их не сверстали. Естественно, предусматривается три ремонта на крупных месторождениях, планы будут скорректированы", - заявил в декабре министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов.

Кроме того, частично снижение объемов транспортировки будет обусловлено заменой выносных причальных устройств. Консорциум планировал сохранить штатный режим отгрузок (с двух ВПУ из трех) на время работ, но после повреждения ВПУ-2 это стало невозможным.

Также на 2026 год запланированы основные работы в рамках программы КТК по переходу с импортных магистральных насосных агрегатов (МНА) с газотурбинными приводами на отечественные с электродвигателями. Сообщалось, что заменить МНА планируется на трех нефтеперекачивающих станциях: А-НПС-4А, НПС "Комсомольская" и НПС "Кропоткинская". Эти работы не должны повлиять на объемы прокачки нефти, т.к. вся новая инфраструктура будет "дублирующей", а технологические трубопроводы и запорную арматуру разместят так, чтобы в переходный период можно было иметь в работе как старую, так и новую насосные станции.


Архив рубрики

Пресс-центр




Error message here!

Show Error message here!

Close