23.12.2025
Астана. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН – Уходящий 2025 год стал относительно спокойным для транспортной отрасли Казахстана. Страна продолжает наращивать пропускные способности как международного хаба и транзитного коридора из Китая в Европу. Ключевыми событиями года стали планы по созданию грузовой авиакомпании, нового порта и несколько инфраструктурных проектов, расширяющих узкие места для транзита товаров. Объем транзитных грузов через республику за 10 месяцев этого года вырос на 5%, до 29,4 млн тонн. Доля транспорта в ВВП Казахстана достигла 6,2%.
Агентство "Интерфакс-Казахстан" предлагает читателям вспомнить главные события, которые произошли в отрасли в уходящем году.
ПОД ТЕНЬЮ АВИАКАТАСТРОФЫ
Казахстан все еще ждет окончательного отчета о расследовании крушения самолета азербайджанской авиакомпании AZAL близ казахстанского города Актау. Документ планировали опубликовать в конце этого года. Главный вопрос, на который должны ответить эксперты: каким образом самолет получил повреждения?
Летевший из Баку в Грозный самолет Embraer 190 компании "Азербайджанские авиалинии" потерпел крушение утром 25 декабря 2024 года. На борту находились 62 пассажира и пять членов экипажа. По данным казахстанского МЧС, выжили 29 человек.
В то же время, уходящий год для авиаотрасли прошел относительно спокойно. Показатель авиационной безопасности Казахстана по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) достиг 95,7% и значительно превышает мировой показатель (72,01%) и среднеевропейский уровень (87,92%).
Пожалуй, самой главной новостью в авиаотрасли в этом году стали планы правительства по созданию первого казахстанского грузового авиаперевозчика. Создать компанию планируется на базе транспортно-логистической АО "KTZ Express" - "дочки" ж/д оператора "Казахстан темир жолы". Авиаперевозчик будет создан "с нуля". Запуск работы национальной грузовой авиакомпании намечен на начало 2026 года.
В уходящем году казахстанские авиакомпании активно открывали новые маршруты. Запущены прямые авиарейсы между Астаной и Белградом. Также есть договоренность об открытии прямых коммерческих рейсов между Казахстаном и Туркменистаном.
"Вишенкой на торте" должно было стать открытие прямых рейсов со Штатами после прохождения аудита Федеральной авиационной администрации США (FAA) и поставки 18 лайнеров Boeing-787-9 Dreamliner общей стоимостью $7 млрд. Уже очевидно, что запуск рейсов дальнемагистральных самолетов перенесут на 2026 год.
УЗКИЕ МЕСТА СТАЛИ ШИРЕ
На железнодорожном направлении особое внимание уделялось модернизации транзитных коридоров. Продолжается строительство ж/д линии Бахты - Аягоз протяженностью 272 км. Она позволит увеличить грузоперевозки между Казахстаном и Китаем с 28 млн до порядка 48 млн тонн в год, разгрузить южные пункты пропуска и привлечь дополнительные объемы транзита.
Строительство участка Достык - Мойынты завершили досрочно в этом году. Железная дорога протяженностью 830 км позволит увеличить пропускную способность на стратегически важном направлении в пять раз. В запуске линии принял участие президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
"Будут сокращены сроки доставки экспортных товаров, укрепится транзитный потенциал", - заявил Токаев на церемонии запуска магистрали 30 сентября.
По данным министерства транспорта Казахстана, грузовые перевозки железнодорожным транспортом за 10 мес. выросли на 7,9%, до 380,3 млн тонн.
Транзит из Китая по Транскаспийскому международному транспортному маршруту за 10 месяцев 2025 года увеличился на 12%. Всего отправлено 292 контейнерных поезда. Мультимодальные перевозки становятся все более актуальными.
ПОРТЫ И ЛОГИСТИКА
Каспийские порты продолжают наращивать мощность. В частности, в Мангистауской области планируется строительство нового морского порта на Каспии пропускной способностью 25 млн тонн грузов в год. Стратегическим партнером выступает китайская группа компаний "Чжонъюн Интернешнл". Стоимость инвестиционного проекта составляет $300 млн.
Проект будет способствовать формированию нового международного транспортного коридора "Китай - Казахстан - Актау - Баку - Поти - Европа". Его реализация позволит сократить сроки доставки грузов на 7-15 дней, снизить транспортные затраты на 18-25%, а также создать новые рабочие места. Срок реализации проекта - 2025-2028 годы.
Помимо этого, продолжается модернизация морских портов Актау и Курык. До конца года будет завершено строительство первой очереди контейнерного хаба в порту Актау совместно с китайской компанией Ляньюньган. В целом, при реализации проекта мощности контейнерного хаба будут доведены до 240 тыс. контейнеров в год.
В порту Курык строится многофункциональный терминал "Саржа". Для увеличения контейнерных перевозок через Каспийское море до 2027 года планируется закупить в Азербайджане два судна вместимостью 780 контейнеров. Также ведется работа по увеличению пропускной способности железнодорожной линии, идущей к портам. Реализация этих проектов позволит увеличить пропускную способность портов Актау и Курык до 30 млн тонн.
АВТОХАБЫ
В этом году строительными и ремонтными работами охвачено 13 тыс. км автодорог, при этом 93% республиканской сети уже соответствует нормативам. Параллельно обновляются пункты пропуска: до 2027 года планируется завершить модернизацию 37 объектов.
Цифровизация становится основным драйвером эффективности. В рамках проекта e-Joldar создаются цифровые паспорта дорог, ежегодная диагностика проводится с применением ИИ, а также устанавливаются автоматизированные измерительные станции, которые помогут сохранять дорожное полотно.
В декабре открыты новые высокотехнологичные пункты пропуска "Казыгурт" на границе с Узбекистаном и "Темир-баба" на границе с Туркменистаном. Время прохождения границы на обновленных пунктах пропуска сокращено до 30 минут, пропускная способность увеличена до 1 тыс. автомобилей в сутки. Уже сейчас через модернизированные пункты пропуска транспортный поток увеличился в 2,5 раза. Так, если в 2022 году границу пересекло 640 тыс. автомобилей, то в настоящее время этот показатель вырос до 1,5 млн.
Кроме того, Казахстан расширяет международное автосообщение: электронный обмен разрешениями уже действует с Китаем и Узбекистаном, ведется интеграция с Азербайджаном, Турцией и Кыргызстаном. Казахстан готовится присоединиться к международной конвенции e-CMR. Международные электронные транспортные накладные позволят полностью отказаться от бумажной бюрократии, удешевить и ускорить автоперевозки.
В целом, 2025 год стал для транспортной отрасли Казахстана годом новых достижений. Авиация достигла рекордных показателей безопасности и приблизилась к запуску прямых рейсов в США. Железные дороги усилили транзитный потенциал, портовая инфраструктура на Каспии продолжила наращивать обороты, а автоперевозки стремятся к цифровизации. В совокупности эти процессы укрепили позицию Казахстана как ключевого транзитного хаба Евразии.