Обновлено: 29.03.2024, 14:05 (АСТ)

Министр иностранных дел Казахстана Ерлан ИДРИСОВ:
С ПОДПИСАНИЕМ ЕАЭС МЫ ВЫХОДИМ НА ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ УРОВЕНЬ РАВНОПРАВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА. ЗДЕСЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИКАКИХ АССОЦИАЦИЙ С НАШИМ СОВЕТСКИМ ПРОШЛЫМ


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во вторник подписал закон "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе". О том, чего ждать казахстанцам от нового объединения, каков интерес к ЕАЭС со стороны других государств, какие экономические выгоды принесет сближение стран "тройки" в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал министр иностранных дел республики Ерлан ИДРИСОВ.

 

- Ерлан Абильфаизович, насколько важен для Казахстана новый этап экономической интеграции с Москвой и Минском?

- Евразийская экономическая интеграция вносит значительный вклад в экономическое развитие нашего государства. Евразийский экономический союз открывает колоссальные возможности для экономики нашей страны. Необходимо отметить, что евразийская интеграция охватывает исключительно вопросы экономического взаимодействия государств. Это важнейший принцип построения интеграции. Значимое отличие Евразийского экономического союза от предшествующих форм экономической интеграции – это договоренности, которые существенно улучшают возможности для развития нашей республики.

Общеизвестно, что Казахстан является крупнейшей в мире страной, не имеющей выхода к мировому океану, и одной из наиболее удаленных от океана стран. Высокие транспортные издержки сдерживают доступность глобальных рынков и диверсификацию нашей экономики.

Поэтому договоренности о доступе к инфраструктуре стран-партнеров по ЕАЭС позволят сократить транспортные и иные издержки наших экспортеров. Соответственно, повысится конкурентоспособность казахстанской продукции, которая направляется на экспорт, в том числе в страны Европы.

Отсутствие таможенных границ между странами-участниками Таможенного союза уже сейчас позволяет сокращать транспортные издержки и время в пути нашим экспортерам зерна и муки, иных готовых и сырьевых товаров на мировые рынки.

В то же время, объединенный рынок Евразийского экономического союза является связующим и логическим звеном между Востоком и Западом. У Казахстана в данном случае есть определенное преимущество в виде общих границ с такими ключевыми рынками, как Китай; мы также граничим с растущим рынком Центральной Азии. Через Россию нам открываются европейские рынки и выход к морю.

Реализация таких инфраструктурных проектов, как международный транспортный корридор "Западная Европа – Западный Китай", строительство железной дороги по маршруту Казахстан - Туркменистан - Иран - Персидский залив как раз и способствуют росту нашей транспортной привлекательности и созданию трансконтинентальных "мостов". С целью извлечения максимальной выгоды из новых железнодорожных маршрутов мы вкладываем большие средства в нашу собственную инфраструктуру.

Недавно были запущены две железнодорожные магистральные линии "Жезказган–Бейнеу" и "Аркалык–Шубарколь" протяженностью более 1200 км, связывающие Казахстан на востоке с Китаем и с Каспийским морем на западе страны.

Убежден, что евразийская интеграция в перспективе принесет немало выгод и странам Европейского союза.

Если раньше европейским и азиатским производителям приходилось пересекать три государственные границы с соответствующими процедурами, то теперь создание пространства с едиными таможенными тарифами и стандартами значительно упростит, а значит, и увеличит межконтинентальные перевозки грузов.

Этому будет способствовать и наше вступление в Форум "Азия – Европа" (АСЕМ), смысл которого в налаживании лучших контактов во всех сферах между двумя частями Евразийского континента.

 

- Насколько возрос мировой интерес к Казахстану, как к участнику Евразийского экономического союза?

- Мировой интерес возрос не только к Казахстану, но и к Союзу в целом. Многие страны желают попасть на наш общий рынок, так как Евразийский экономический союз открывает широкие возможности. ЕАЭС призван стать одним из крупнейших в мире региональных интеграционных объединений с населением более 170 млн человек и суммарным ВВП в $2 трлн.

В настоящее время Республика Казахстан совместно с государствами-членами ТС ведет переговоры о заключении преференциальных соглашений с Европейской Ассоциацией свободной торговли (Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн), Новой Зеландией, Социалистической Республикой Вьетнам.

Также созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности заключения Соглашения о свободной торговле с Государством Израиль и Республикой Индия, так как эти государства заинтересовались нашим рынком и готовы начать переговоры.

Наряду с этим, создается совместная исследовательская группа по изучению целесообразности заключения Соглашения о свободной торговле с Арабской Республикой Египет.

Наконец, буквально на днях, в Минске был подписан договор о присоединении Армении к ЕАЭС, а также была одобрена "дорожная карта" по присоединению Кыргызстана к Единому Экономическому Пространству.

 

- Что Вы можете сказать в ответ на опасения, высказываемые различными аналитиками, относительно будущего политического единства ЕАЭС?

- На часть вопроса вы уже ответили сами, сославшись на высказывания различных аналитиков. Как говорится, "сколько людей – столько и мнений".

Необходимо четко понимать, что Евразийский экономический союз – это сугубо экономическое объединение.

Напомню, что ровно 20 лет назад именно глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев озвучил в МГУ идею о создании на постсоветском пространстве Евразийского союза.

На первом этапе был сформирован Таможенный союз, затем – Единое Экономическое пространство, а 29 мая этого года в Астане лидеры Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийском экономическом союзе.

В этой связи важно понимать следующее.

Первое – Евразийский экономический союз не является политическим объединением. Предметом Договора являются вопросы исключительно экономического сотрудничества.

Второе – с началом работы Евразийского экономического союза возврата к СССР не будет.

Обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов сторон.

В Договоре о ЕАЭС заложен четкий механизм консесуса при принятии стратегически значимых решений на всех уровнях, что исключает, наряду с другими мерами, всякую возможность доминирования какого-либо государства. Например, в Коллегии Комиссии, которая, по сути, является наднациональным органом. Там заложен механизм принятия решений консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения по наиболее чувствительным вопросам. По остальным – квалифицированным большинством в две трети голосов.

Более того, любой вопрос, который принимает Коллегия, может быть блокирован Советом Комиссии, где решения принимаются только консенсусом. Но даже и эти решения Комиссии, в случае их несоответствия интересам отдельного государства, могут быть пересмотрены на уровне Высшего и Межправительственного советов.

И, как крайняя мера, любой вопрос может быть оспорен в создаваемом Суде ЕАЭС.

Третье – важно подчеркнуть, что, согласно Договору, ничто не запрещает нам заключать договоры с третьими государствами и международными организациями.

Это – наш принцип многовекторной внешней политики. Не случайно, президент Нурсултан Назарбаев четко сформулировал позицию Казахстана в данном направлении: "Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении".

Четвертое – Казахстан на должном уровне будет представлен в органах ЕАЭС.

В Союзе будут два постоянно действующих органа – Евразийская экономическая комиссия и Суд, – в которых также будет обеспечено равенство сторон.

Комиссия состоит из двух уровней – Совета и Коллегии. Совет представлен тремя заместителями премьер-министров государств-членов. В Коллегию входят по три представителя от каждого из государств "тройки".

То же самое и в Суде Союза, куда назначаются по два судьи от каждого из государств.

Что касается структурных подразделений как Комиссии, так и Суда Союза, то, по нашему предложению, в Договоре предусматривается, что должности директоров и заместителей директоров будут занимать представители сторон с учетом соблюдения принципа их равной представленности. Остальные сотрудники будут конкурсно назначаться пропорционально долевому участию сторон в финансировании этих органов.

Еще раз хочу подчеркнуть, что здесь не может быть никаких ассоциаций с нашим советским прошлым. Это не шаг назад. Мы выходим на принципиально новый уровень равноправного экономического партнерства. При этом наша независимость остается незыблемой.

Не случайно, 25 апреля 2013 года по данному вопросу глава государства Нурсултан Назарбаев сказал, что "если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу Конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее". Так что могу уверенно констатировать: политизации Союза не предвидится и угрозы для суверенитета Казахстана нет.

 

- Какие государства, помимо изъявивших желание Армении и Кыргызстана, могли бы в перспективе стать членами Союза?

- На сегодняшний день пока только эти страны в официальном порядке изъявили желание подключиться к интеграционному проекту, а Армения, как мы все знаем, уже подписала соответствующий документ.

Однако, как я уже ранее говорил, большой интерес вызывает у различных стран заключение так называемых преференциальных соглашений с ЕАЭС.

Кроме того, хотел бы напомнить, что на одном из заседаний Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств президент Нурсултан Назарбаев сказал, что мы выступаем за расширение союза и что ЕАЭС – не замкнутая организация.

 

- Многие эксперты считают ЕАЭС евразийским аналогом Евросоюза. На Ваш взгляд, не столкнется ли Евразийский экономический союз с трудностями, которые сейчас переживает ЕС?

- При создании ЕАЭС нашими странами за основу был взят опыт построения Европейского Союза, конечно же, переработанный и адаптированный под нас.

Евразийский экономический союз – это платформа новых возможностей для граждан нашей страны и наших соседей. Представьте, в рамках общего пространства созданы благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства между соседними странами, которые исторически были объединены схожими хозяйственными, торговыми, культурными связями.

Это вселяет надежду на то, что мы не столкнемся с такими трудностями, как у Европейского Союза.

 

- Спасибо за интервью!


Октябрь, 2014
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close