Обновлено: 28.03.2024, 21:29 (АСТ)

Заместитель премьер-министра Казахстана Кайрат КЕЛИМБЕТОВ:
ГОСУДАРСТВО ВЫКУПИТ АКЦИИ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ, ТЕМ САМЫМ РЕШИТ ВОПРОС ВЫХОДА ИЗ КАПИТАЛА БАНКОВ


Финансовый сектор Казахстана в шаге от серьезных перемен: выход государства из капитала крупных банков, слияние пенсионных активов под "крышей" государственного единого пенсионного фонда. О тесной взаимосвязи данных планов, а также иных, не менее актуальных вопросах развития казахстанской экономики, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал вице-премьер Кайрат КЕЛИМБЕТОВ - главный куратор вопросов макроэкономики, финсектора, интеграции и развития космической деятельности в правительстве Серика Ахметова.

- Кайрат Нематович, в настоящее время наиболее актуальными вопросами для финансового сектора являются выход государства из капитала банков второго уровня и создание единого накопительного пенсионного фонда. При этом уже обозначены четкие сроки по двум этим вопросам: госфонд Самрук-Казына выйдет из капитала банков в текущем году, а пенсионные активы будут аккумулированы в едином фонде до 1 июля. Не могли бы Вы подробнее рассказать о механизмах этих двух процессов?

- Я немного расскажу предысторию. В 2008 году было принято решение о создании фонда Самрук-Казына, который был назначен главным антикризисным оператором правительства. Во время кризиса четыре казахстанских банка оказались в очень сложной ситуации. В соответствии с законодательством, когда банки находятся в предбанкротном состоянии, а это относилось к БТА Банку и Альянс Банку, то государство должно было принимать определенные действия, спасать эти кредитные организации и защищать права депозиторов.

Правительство вместе с Нацбанком приняло решение поддержать четыре банка – Казкоммерцбанк, Народный Банк, Альянс Банк и БТА. В результате государство оказалось в капитале этих банков. Но недавно мы вышли из состава акционеров Народного банка, по Казкоммерцбанку - пока в процессе.

Что касается БТА, то, как вы знаете, там были обнаружены большие злоупотребления, идет много судебных процессов по возврату активов, были проведены две реструктуризации долгов. Своеобразным водоразделом стало проведение второй реструктуризации, когда в целом стало ясно, что внешняя задолженность – больше не макроэкономическая проблема. А поскольку мы потушили пожар в банковской системе, то было принято политические решение – банки должны быть в коммерческом секторе.

СПРАВКА: В настоящее время фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" является акционером четырех банков, которые в период кризиса столкнулись с проблемой нехватки ликвидности и не могли отвечать по своим обязательствам. По данным Казахстанской фондовой биржи, по состоянию на начало 2013 года госфонд имеет 67% в капитале Альянс Банка, 18,3% - Казкоммерцбанка, 79,88% - Темирбанка, 97,28% - БТА Банка.

     Сегодня принято решение: акции этих банков, принадлежащие фонду Самрук-Казына, продать. Но этот процесс – не обычная коммерческая продажа. Так как у этих банков есть ковенанты, когда кому-то можно их продать вообще без всяких проблем, например, рейтинговым банкам, известным, крупным по капитализации, а кому-то – с ограничением, нужно получать одновременное согласие других акционеров. А в БТА Банке, Альянс Банке и Темирбанке соакционерами стали крупнейшие мировые финансовые институты. Получится, что сам процесс продажи займет от шести до двенадцати месяцев.

Но есть второй выход. Мы приняли решение о создании единого накопительного пенсионного фонда на базе ГНПФ. У нас сейчас имеют лицензии 10 НПФ, из которых четыре занимают 75% отечественного пенсионного рынка - ГНПФ, который принадлежит Национальному банку и занимает свыше 20% рынка, Улар Умит, который принадлежит БТА Банку, накопительный пенсионный фонд Народного банка и Грантум, который принадлежит Казкоммерцбанку. И правительство очень близко к тому, чтобы принять решение о приобретении акций этих фондов. Это планируется сделать для того, чтобы все системообразующие фонды принадлежали правительству, потому что на их основе будут объединены все пенсионные активы.

ГНПФ будет базой, к которой будут присоединяться поэтапно эти три фонда. Соответственно, правительство рекомендует фонду Самрук-Казына приобрести акции пенсионных фондов. Будет оценка соответствующих международных аудиторских компаний.

С ГНПФ и Улар Умит все просто, это вопрос внутригосударственных отношений, так как государство основной акционер в ГНПФ и БТА Банке, которому собственно и принадлежит Улар Умит.

По НПФ Народного банка и Грантуму предполагается следующая схема. Если мы у Народного банка выкупаем акции его НПФ, то мы взамен предлагаем в том числе рассмотреть возможность расчета акциями БТА. Соответственно, если мы предлагаем Казкоммерцбанку приобрести у него акции Грантума, то взамен мы предлагаем акции Казкоммерцбанка, которые нам же принадлежат. Это нормальная практика, так как мы все равно из капитала Казкоммерцбанка собирались выходить.

Таким образом, мы будем собственниками четырех системообразующих НПФ на базе ГНПФ, которые будут объединены в единый накопительный пенсионный фонд. Кроме того, решив вопрос с единым фондом, мы выйдем поэтапно из БТА Банка путем передачи его акций рыночным игрокам, в частности, Народному банку.

А единому стратегическому инвестору мы предложим купить Альянс Банк и Темирбанк. Мы для себя сделали вывод, что эти два банка надо объединить, в результате чего мы получим крупного игрока на розничном рынке. С такой же идеологией мы будем предлагать стратегическому инвестору выкупить эти два банка вместе, это будет открытый конкурс. В ближайшее время это будет порученческим пунктом правительства фонду Самрук-Казына.

- Не могли бы Вы теперь остановиться на вопросах будущего функционирования пенсионной системы Казахстана. Как будет работать пенсионный рынок после такого апгрейда, изменятся ли инструменты, разрешенные для инвестирования? Мнения экспертов и аналитиков по вопросу создания ЕНПФ полярны: кто-то говорит, что пенсионные активы национализируют; кто-то, наоборот, верит в сохранность накоплений и высокую инвестиционную доходность. Что Вы ответите скептикам?

- Рынок для пенсионных фондов очень понятный. Мы создаем на базе ГНПФ единый накопительный пенсионный фонд, куда будут переведены из всех десяти других фондов пенсионные накопления. Если вы посмотрите на инструменты инвестирования, то 50% - это государственные ценные бумаги. В дальнейшем этот инструмент остается, Минфин будет и дальше выпускать ГЦБ. Вторая большая категория – это бумаги квазигосударственного сектора, которые предлагает Самрук-Казына и национальные компании. Это тоже все остается. Что касается зарубежных активов, то сегодня только 10% вкладывают пенсионные фонды в эти инструменты. Этот пункт даже потом будет расти, так как инвестициями во внешние активы будет заниматься Национальный банк, который это делает лучше любого игрока в Казахстане. У него и база больше, и возможностей больше, Нацбанк ведь управляет $87 млрд.

Что касается внутренних вопросов, то мы предлагаем оставшимся фондам перейти на обслуживание добровольных пенсионных взносов или же преобразоваться в компании по управлению пенсионными активами. В последнем качестве они будут участвовать в соответствующих тендерах, которые будет объявлять Национальный банк через единый накопительный пенсионный фонд. Соответственно, повысятся такие параметры, как сохранность и надежность. Куда уж надежнее и сохраннее, когда присмотр за этими деньгами будет осуществлять государство?

Сейчас ведь все пенсионные фонды занимаются бизнесом при гарантии государства по сохранению доходности. То есть если выходит отрицательная доходность, то по гарантии из бюджета ее покрывают. Понятно, что некоторые пенсионные фонды могли таким образом "порезвиться" за государственный счет. Сегодня мы себе такого позволить не можем. Поэтому у нас получается двойная гарантия. Первая – это гарантия бюджета. Вторая – будет более жесткий цензор в лице Национального банка. Он будет и регулятором, и очень близко работать с компаниями по управлению пенсионными активами: он будет их оценивать, выбирать, отзывать лицензии в случае нарушений. В результате общая доходность будет расти справедливо для всех. Ведь пенсионеры не виноваты, что менеджеры их НПФ были нерадивые!

Эта сфера становится еще более подответственной и важной для государства. Сегодня говорят, что, мол, чиновники будут управлять нашими пенсионными отчислениями. Да не чиновники будут управлять, а Нацбанк будет регулировать, который больше понимает, куда и сколько инвестировать, а компании по управлению пенсионными активами будут работать на фондовом рынке! И кто здесь будет заниматься не своим делом?

Кто отвечает перед пенсионерами? В первую очередь, государство. Вот оно и ужесточает контроль. Тут все логично!

- В Казахстане в последнее время активно обсуждается идея повышения пенсионного возраста. По Вашему мнению, насколько целесообразен данный шаг и почему?

- Мое личное мнение, что пенсионный возраст повышать необходимо. Реальность такова, что для устойчивого функционирования накопительной пенсионной системы люди должны больший период времени сберегать деньги. Поэтому сейчас идет речь об унификации пенсионного возраста с тем, чтобы и мужчины, и женщины выходили на пенсию в 63 года. Вопрос в том: женщины какого года рождения должны выходить на пенсию в 63, коснется ли это женщин, участвующих только в накопительной системе или и в солидарной, и так далее... Все эти нюансы сейчас очень активно обсуждаются нашей межведомственной группой, куда входят министерство труда и социальной защиты населения и Национальный банк. Планируется, что в первом квартале текущего года мы представим свои предложение по данному вопросу на рассмотрение правительства.

Унификация пенсионного возраста - вопрос очень чувствительный, и я знаю, что парламент ждет от правительства полною картину возможных решений. Я думаю, что мы сумеем предложить вариант, который будет поддержан обществом.

- Известно, что второй госкомпаний, которая выйдет на "народное IPO" будет KEGOC. Ранее планировалось, что в этом году выйдут 4-5 компаний. Однако Самрук-Казына уже заявляет, что рассматриваются планы по сокращению компаний-претендентов на IPO в 2013 году. Какая компания последует за KEGOC и в какие сроки?

- У нас в прошлом году, я считаю, успешно стартовала программа "Народное IPO". Мы считаем, что успешность этого старта заключается именно в том, что свыше 30 тысяч физических лиц приняли участие в покупке акций КазТрансОйла. Мы видим огромный интерес казахстанцев к бумагам квазигосударственного сектора. КазТрансОйл был именной той правильно выбранной компанией, которая понятна, в том числе и в плане рыночной стоимости ее бумаг. Здесь изначально не было ориентира на спекуляции, ведь КазТрансОйл не зависит от цен на нефть, а только от стоимости ее прокачки.

Понятно, что раз так хорошо стартовали, то надо так же успешно и продолжать. Изначально у нас на рассмотрении для вывода на фондовый рынок в рамках программы "Народное IPO" было 4 компании – KEGOC, КазТрансГаз, Казмортрансфлот и Самрук-Энерго. Но чтобы детально проработать вопрос вывода компаний на IPO, чтобы не было ажиотажа, мы склоняемся к тому, чтобы вывести две компании.

Первая по готовности – KEGOC. Мы планировали ее предлагать розничным инвесторам в первом квартале, но сейчас эти сроки могут измениться. Может быть это будет во втором полугодии. Это связано, в первую очередь, с реформами в пенсионной системе. Но готовность, повторюсь, есть.

Вторая компания – КазТрансГаз. Там сейчас идет большая внутренняя реструктуризация. Но, по информации ее материнской компании КазМунайГаз, готовность тоже есть. Это понятная, прозрачная инфраструктурная компания, которая зависит от тарифной политики. Я думаю, что эти две компании и будут выведены в этом году на IPO.

Что касается двух других компаний, то теоретически они могут быть рассмотрены. Казмортрансфлот – маленькая по капитализации компания. Если говорить о Самрук-Энерго, то мы должны в этом году четко определиться по тарифным вопросам. Сегодня это одна из больших генерирующих компаний, но мы готовим изменения в законодательство по тарифному регулированию, и до сих пор обсуждается вопрос – а что будет за предельными тарифами. Поэтому до того, как будут приняты стратегические решения, наверное, воздержимся от предложения для рынка.

Я считаю, что очень хорошая схема: в первый год – одна компания, во второй – две, а потом будем разгоняться и выводить таких гигантов, как КазМунайГаз, Казахстан темир жолы.

- Не планируется ли привлечь для участия в "народном IPO" иностранных инвесторов?

- Тут надо четко понимать почему программу назвали "народное IPO". Могут компании получить первичный листинг на международных площадках, можно проводить размещение и на нашем фондовом рынке. Но "народность" программы заключается в том, что купить бумаги госкомпаний на первичном рынке могут только казахстанские граждане. Это политическая задача – чтобы граждане Казахстана участвовали в экономическом росте страны. Но как только граждане покупают при первичном размещении эти бумаги, у них есть по закону право продать их на вторичном рынке. Кому угодно, в том числе и иностранцам. Здесь у нас нет ограничений.

- В конце января Вы впервые в качестве сопредседателя казахстанско-российской межправительственной комиссии по использованию комплекса "Байконур" встретились со своим коллегой Игорем Шуваловым. После космическая тематика стала предметом переговоров президентов Казахстана и России в Москве... На какие принципиальные договоренности по совместному использованию "Байконура" удалось выйти сторонам?

- Первое. Казахстан заявил, что не подвергает сомнению долгосрочную – до 2050 года - работу космодрома Байконур в условиях арендных отношений с Россией. При этом главным принципом сотрудничества на Байконуре, и это было особо подчеркнуто президентами наших стран, остается взаимовыгодное партнерство.

Во-вторых, российская сторона проинформировала нас о своем отказе от реализации проекта создания космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек" на основе ракеты-носителя "Ангара", но согласилась с возможностью его перевода на ракету "Зенит", а также выразила желание участвовать в других совместных космических проектах с Казахстаном. В мае-июне текущего года Казкосмос и Роскосмос должны подготовить предложения по законодательной реализации данного решения, поскольку, возможно, акционером данного проекта помимо Казахстана и России будет и третья стороны - Украина.

В свою очередь казахстанская сторона высказала заинтересованность в обучении своих специалистов, их непосредственном участии в подготовке и проведении пусков с Байконура. Наша цель – максимальное использование Байконура для экономического развития и технологического апгрейда экономики Казахстана. Могу сказать, что российская сторона услышала наше мнение, сейчас мы работаем над данным направлением сотрудничества.

Третьим вопросом на переговорах по счету, но не по значимости, стала необходимость обеспечения экологической безопасности ракетно-космической деятельности на Байконуре. Мы предложили российскому правительству разработать соглашение в сфере экологии, которое позволило бы минимизировать соответствующие риски при эксплуатации Байконура. В документе должны найти отражение взаимные обязательства сторон в этой сфере.

Мы также пришли к единому мнению о том, что необходимо проработать поэтапность обсуждения всего комплекса вопросов по Байконуру. С этой целью, как вы знаете, возобновлена деятельность межправительственной казахстанско-российской комиссии по комплексу "Байконур", ее возглавили первый заместитель председателя правительства РФ и заместитель премьер-министра Казахстана. Я считаю, что это достаточно высокий уровень, который позволит решать накопившиеся проблемы межведомственного характера. До конца мая мы должны доработать так называемую "дорожную карту" – то есть то, в какие законодательные акты мы должны будем внести изменения.

В марте мы проведем первое заседание межправительственной комиссии на Байконуре, где заслушаем весь перечень существующих вопросов.

И, наконец, мы договорились, что к концу октября мы внесем на рассмотрение глав государств проект всеобъемлющего соглашения по совместному использованию комплекса "Байконур".

- Данное соглашение заменит собой базовый договор об аренде Байконура от 1994 года?

- Мне сейчас сложно это сказать, поскольку ответ на этот вопрос должны дать министерства иностранных дел, юристы двух наших стран.

По моему мнению, заключение нового договора, который позволил бы обобщить существующую законодательно-правовую базу с учетом новых направлений нашего сотрудничества по комплексу "Байконур", было бы актуальным шагом. В документе можно было бы детально прописать все вопросы. Такое поручение дано нашими президентами на их недавней встрече в Москве.

- Какие решения приняты в вопросе сокращения пусков ракет-носителей "Протон-М", на чем уже много лет настаивает казахстанская сторона?

- Действительно, в контексте экологической безопасности мы обсудили и тему поэтапного сокращения количества пусков с Байконура ракет, работающих на ядовитых компонентах топлива. В соглашении о продлении аренды Байконура от 1997 года закреплено соответствующее обязательство РФ. Данное сокращение ракет "Протон-М" предполагалось компенсировать с помощью пусков экологически чистой "Ангары" с создаваемого на Байконуре "Байтерека". Как я уже сказал выше, российская сторона намерена развивать проект "Ангара" на своей территории, что является суверенным правом РФ и не оспаривается нами. В итоге на встрече глав наших государств было принято решение о замене "Ангары" на ракету-носитель "Зенит".

На переговорах с российскими партнерами мы достигли договоренности о том, что Роскосмос и Казкосмос перейдут от ежегодно предлагаемого российской и утверждаемого казахстанской стороной плана пусков ракет-носителей к формированию повестки дня на среднесрочный период. Как минимум на 2-3 года вперед, а, может быть, и на больший срок. Таким образом, удастся выработать среднесрочную концепцию поэтапного сокращения пусков "Протонов". И мы, и российская сторона хотим видеть полную картину и выстроить соответствующий график пусков.

Кроме того, мы пришли к общему мнению, что отныне важные заявления о деятельности межправкомиссии по "Байконуру" мы будем делать совместно. Такая договоренность есть у нас с Игорем Ивановичем Шуваловым.

- Как вы относитесь к идее присоединения к Таможенному союзу Киргизии, Таджикистана и Украины? Есть ли, на ваш взгляд, шанс, что последняя станет полноправным членом союза или разговоры об этом, которые больше походят на торг между Украиной и Россией, будут вестись еще долго?

- Я выскажу свое личное мнение. Мне кажется, что Россия, Казахстан и Белоруссия быстрее договорятся о полноценном функционировании Евразийского экономического союза, чем какая-либо другая страна вступит в Таможенный союз. И Кыргызстан, и Таджикистан находятся только на начальном этапе переговоров. От Кыргызстана поступила официальная заявка на вступление в союз, в этом году мы ведем усиленные консультации в рамках рабочей группы ЕЭК. Таджикистан формальную заявку еще не представил.

Что касается вступления Украины... Изначально наши три страны желали ее присоединения к Таможенному союзу, Украина даже принимала участие в переговорах на самом начальном этапе формирования нашего интеграционного объединения. Что происходит сегодня, мне сложно говорить. Есть определенные взаимоотношения "Таможенный союз – Украина", но нет каких-либо ясных заявлений о желании полноценного присоединения к объединению. Процесс тормозится и политизацией этой темы на Украине. На мой взгляд, возможное вступление Украины в Таможенный союз – это вопрос не ближайшего будущего.

В целом, к идее присоединения к Таможенному союзу третьих стран Казахстан относится положительно. При этом мы исходим из однозначной позиции президентов Казахстана, России и Белоруссии, высказанной на встрече в рамках СНГ: присоединение к объединению на специальных условиях не возможно.

- По предварительным оценкам правительства, проведение международной выставки EXPO-2017 в Астане обойдется Казахстану в $1,5 млрд. Насколько вероятно, что эта и так не малая сумма увеличится, какая часть вложений ляжет на бюджет и сколько средств планируется привлечь от инвесторов?

- Сразу скажу, что речь не идет о каких-то сумасшедших вложениях. Я даже слышал такую абсурдную версию, что единый пенсионный фонд создается для того, чтобы финансировать подготовку к EXPO... Я хотел бы официально заверить налогоплательщиков и пенсионеров: таких идей нет в принципе!

Для понимания вопроса поясню масштаб мероприятия. EXPO подразумевает проведение трехмесячной выставки летом 2017 года в Астане. EXPO-городок расположится напротив "Назарбаев университета" на площади в 120 гектаров, 25 га из которых отведены собственно под выставочные павильоны стран. Ожидается, что EXPO посетят до 5 млн человек.

И здесь надо понимать, что строительство самого EXPO-городка это не такое уж затратное дело. Тем более, бюджетные вложения в проект будут максимально сокращены за счет активного использования механизма государственно-частного партнерства или привлечения спонсоров.

Другое дело, что приглашать в гости 2 млн посетителей, прежде всего гостей из зарубежных стран и не подготовиться должным образом к их приему – было бы не разумно. Астана должна выглядеть достойно, быть узнаваемой, запоминающейся. Для этого надо провести ребрендинг города как столицы мирового уровня, а также решить комплекс насущных проблем в инфраструктурной, транспортной и энергетической сферах. Речь идет о модернизации столичного аэропорта, строительстве линий легкорельсового транспорта, нового вокзала и так далее. Затраты на данные мероприятия хотя косвенно и связаны с проведением EXPO, но являются скорее вопросом нашего внутреннего развития.

Поэтому я могу заверить вас, что средства налогоплательщиков в рамках подготовки к EXPO будут расходоваться очень рачительно и прозрачно, значительную часть необходимых расходов мы привлечем от инвесторов и спонсоров.

Если говорить о конкретных цифрах, то пока сумма оценки затрат остается прежней - $1,5 млрд. И она не изменится как минимум до октября, когда Международное бюро выставок должно утвердить регистрационное досье Казахстана.

Могу также сказать, что мы планируем объявить международный конкурс среди архитекторов и дизайнеров на выбор символа EXPO-2017 в Астане, мастер-плана EXPO-городка. Мы рассчитываем привлечь 30 архитекторов с мировым именем, которые в конце марта приедут в Астану для проведения "мозгового штурма". Задумок относительно будущего облика EXPO-городка очень много, необходимо выбрать самую удачную идею и реализовать ее. Итоги конкурса мы подведем к середине лета.

- Какие имиджевые дивиденды сулит Казахстану проведение этой выставки?

- Победа Астаны в конкурсе на право проведения EXPO – это признание того факта, что Казахстан способен проводить такого уровня мировые мероприятия. Иначе бы нам просто его не позволили провести. Это и оценка уровня сегодняшних преобразований и реформ в нашей стране.

В конечном итоге EXPO работает на узнавание Казахстана в мире, на позитивный имидж республики. Зачем нужна узнаваемость? Для привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, обеспечивающих высокий - 8-10% - рост ВВП страны. Достаточно вспомнить, что в Казахстан уже вложено $150 млрд. Мы рассчитываем на прямые иностранные инвестиции и в дальнейшем нашем развитии.

В этом контексте не случайно выбрана и тема выставки - "Энергия будущего". Казахстан, как крупнейший в регионе поставщик энергоресурсов, демонстрирует свою ответственную политику в экологической сфере, энергосбережении и в целом в устойчивом развитии мировой экономики. Казахстан таким образом заявляет о себе как о приверженце принципов "зеленого роста", "зеленой экономики", суть которой состоит в идее постепенного наращивания генерирующих мощностей возобновляемых источников энергии.

Казахстан выступил с инициативой собрать международный форум "зеленых" технологий, который бы послужил, с одной стороны, делу решения данной проблемы в мировом масштабе, а с другой - придал серьезный импульс для перехода экономики нашей страны на "зеленый" путь. А это современные производства, новые рабочие места, энергосбережение, улучшение экологии в целом. То есть – движение страны в правильном направлении.

- Спасибо за интервью!


Февраль, 2013
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close